Петербурженка, которую обвиняют в «распространении фейков об армии», останется в СИЗО до 30 августа.
Сегодня Вика дожидалась заседания прямо у зала, у неё получилось лично поговорить с пришедшими. 27 июля 28-летней петербурженке опять продлевали меру пресечения. Судья Геннадий Пилехин вновь принял сторону гособвинителей, отказав защите во всех ходатайствах.
Вику Петрову обвиняют по ст. 207.3 УК РФ — предположительно за пост со сведениями о «специальной военной операции» ей грозит до 10 лет тюрьмы. Пока Петровой только продлевают содержание под стражей, а материалы не переданы в суд для рассмотрения по существу. Хотя окончательное обвинение уже предъявлено, но что именно вменяют, неясно даже из него.
«Вика, спасибо вам»
28-летняя петербурженка по решению Калининского районного суда уже третий месяц находится в СИЗО, несмотря на то что у неё есть постоянное место работы, родные с пропиской в Петербурге, сочувствующие готовы были внести за девушку миллионный залог и даже предоставить отдельную квартиру, где Петрова сможет отбывать домашний арест.
Ещё в начале недели предполагалось, что 27 июля Горсуд будет рассматривать апелляционную жалобу на меру пресечения, которую девушке райсуд избрал 29 июня. Но за несколько дней до суда его решили перенести. Вместо него сегодня в Калининском районном суде вновь решали вопрос о продлении меры пресечения. Оспаривать предыдущее решение и, по сути, срок, который Вика уже провела в СИЗО, адвокат Анастасия Пилипенко будет позже.
За последнюю неделю похожие «судебные коллизии» произошли ещё с двумя обвиняемыми в «распространении фейков об армии». Художнице Саше Скочиленко продлили содержание под стражей на месяц до того, как назначили заседание об обжаловании меры по предыдущему решению. При этом, по данным близких и защитников Саши, её здоровье серьёзно подорвано. Об этом же она заявила в финальной речи на процессе 22 июля.
Участнице «бессрочного протеста» и движения «Мирное сопротивление» Ольге Смирновой и вовсе назначили обжалование решения Кировского суда от 30 июня на 26 июля. А накануне — 25-го числа — известную активистку закрыли до 15 января 2023-го в СИЗО, на время слушания её дела уже по существу. Сочувствующие политическим заключённым — таковыми и Сашу, и Ольгу признали международные правозащитные организации — уверены, что «система не справляется» и поэтому нарушает свои же законы и правила. Об этом же в менее категоричной форме говорят и адвокаты.
Фото: Анастасия Романова / MR7
Собравшиеся на суд
Вику привезли к залу суда в 11:28 на полицейской машине и вывели в наручниках. В коридорном закутке у зала она — в сопровождении трёх молодых полицейских.
— Я всё понимаю, но зачем посты… (публикации. — Ред.) Ты же понимаешь, что всё равно ничего не добьёшься. Надо было тебе остановиться ещё с первых задержаний. Даже против ковида и то больше выходило, — говорит парень в форме, у него в руках планшет, он что-то пишет. В его голосе не звучало злобы, скорее, усталость и грустная усмешка.
Вика развёрнуто и спокойно отвечала на все вопросы стражи: в том числе о друзьях и родственниках, которые перестали с ней общаться. «Я ни о чём не жалею, хоть и не политик», — говорит Вика, объясняя, почему писала посты и почему считает правильным высказываться. Полицейские уговаривали Вику «не делать ошибок» и надеялись, что ей назначат штраф или «условку».
Силовики разрешили пообщаться с Викой «без клетки». Преподаватель Высшей школы менеджмента СПбГУ Мария (имя изменено) вышла немного вперёд. Вика Петрова окончила университет с отличием. Преподаватель плачет.
— Как в Университете относятся к <…> (Вика говорит о «специальной военной операции»)? — спрашивает у педагога девушка.
— Как и во всём обществе… Но много ваших друзей. В каждой точке должны быть те, кто что-то может изменить, — отвечает Мария.
— Да, сейчас критический момент. Гуманитарная катастрофа. (К сожалению, мы не можем напечатать полный ответ Вики. —Ред.).
— Вика, спасибо вам. Мой муж в Сумской области сейчас помогает парализованной матери. И он знает, что есть такая Вика, которая выступает за них. Мы интеллектуально и институционально, и человечески вас благодарим, — успевает сказать Мария до того, как Вику заводят в зал.
Фото: Анастасия Романова / MR7
Адвокат Вики Анастасия Пилипенко в футболке с надписью "1984"
«Кто кому противодействует»
Заседание началось почти вовремя. Допустили в небольшой зал № 110 человек 20. Больше половины тех, кто утром буднего дня пришёл поддержать Вику, остались в коридоре. Следователь, запинаясь и в третий раз повторяя прежние аргументы, зачитал очередное ходатайство о том, чтобы Вика осталась в СИЗО, ведь у неё «пренебрежительное отношение к закону».
Следователь также подчеркнул, что работа двигается «с особой сложностью». Виной тому — «избранная стороной защиты тактика затягивания ознакомления с материалами уголовного дела».
— 21 июля мной был посещён следственный изолятор 5. Петрова отказалась от ознакомления ввиду отсутствия защитника. Та же ситуация произошла 25-го числа. Адвокат и Петрова тратят время неразумно, на разговоры, не касающиеся уголовного дела, — считает следователь. Прокурор поддерживает его доводы и просит приобщить к делу график ознакомления.
Адвокат Вики Анастасия Пилипенко сегодня в футболке с надписью «1984». Анастасия против приобщения документа и уверена, что это не имеет отношения к вопросу продления меры пресечения. Но судья Геннадий Пилехин удовлетворил ходатайство.
Тогда адвокат Пилипенко решила разбираться, «кто же и кому на самом деле противодействует». По её словам, следователь больше месяца не отвечал на ходатайство защиты об ознакомлении с видеозаписями, распространение которых вменяют Вике. И именно поэтому, уверена Анастасия, следователь сейчас вынужден ездить в изолятор с ноутбуком и по полтора часа демонстрировать ей и её подзащитной видео.
— Я намерена доказывать свою невиновность, поэтому не намерена скрываться от следствия. У меня на данный момент нет загранпаспорта. У меня изъята вся техника. Если будет запрет, я не буду публиковать материалы в интернете, — опровергает Вика другие доводы следователя и прокурора, почему она должна остаться в СИЗО.
Адвокат Пилипенко вновь напомнила суду, что за Викторию Петрову могут внести залог в один миллион рублей. Под эту сумму Вику, по мнению защитника, можно отпустить под домашний арест с запретом на общение со свидетелями, кроме близких родственников. Кандидат в залогодатели Игорь Пшеничный и сегодня подтвердил свою готовность предоставить деньги.
Выписку с его счёта приобщили к материалам дела, но опросить его защите не разрешили. Как и другую свидетельницу — Анну, которая готова поселить Вику в своей квартире, если ей смягчат меру пресечения. Судья Геннадий Пилехин объяснил адвокату Пилипенко, что это «не предусмотрено кодексом», и удалился в совещательную комнату. И за 20 минут решил, что Вика должна остаться в СИЗО до 30 августа.