Пока в офисе петербургского отделения выбирали новое руководство, в соседнем сквере несогласные делегаты продолжали бороться за своё право на градозащиту.
В петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) вечером 29 июня проходила конференция, на которой должны избрать новое руководство. За полчаса до начала выборов у офиса уже дежурило минимум три машины полиции. А само здание, где квартирует городское отделение стражей истории и культуры, оказалось «режимным объектом».
С января 2022 года в петербургском отделении ВООПИиК начался раскол. С одной стороны — зампред Антон Иванов, с другой большинство остальных членов руководства отделения, включая председателя Александра Марголиса, его зама Александра Кононова и других известных в Петербурге градозащитников.
19 мая президиум центрального совета в Москве принял решение о приостановке деятельности петербургского отделения и проведении новой внеочередной конференции, назначенной на 29 июня.
Выборы делегатов от семи местных — районных отделений на эту конференцию сопровождались скандалами и взаимными упреками в фальсификациях.
Утром 29 июня стало известно, что из ВООПИиК президиум центрального совета исключил из состава организации активных противников Антона Иванова Анну Капитонову, Алексея Ковалева, зампреда ВООПиК Александра Кононова и члена ячейки Центрального района, депутата ЗакСа Бориса Вишневского. По их словам, об исключении их никто заранее не предупреждал и «на беседу» не вызывал.
Фото: Елена Михина / MR7
С сожалением не согласились
«Заявление делегатов внеочередной конференции петербургского городского отделения ВООПИиК», — зачитал в сквере на Литейном Александр Кононов, когда до самой конференции осталось пять минут.
В заявлении представители пяти местных отделений — Василеостровского, Петроградского, Пушкинского, Петергофского и Центрального — с сожалением не соглашались с грубыми нарушениями закона и устава организации, которые были, по их мнению, допущены при подготовке в конференции, и потому заранее признавали решения собрания юридически ничтожными.
На саму конференцию они демонстративно не пошли: кто-то считал это невозможным для себя, других просто не оказалось в списках.
— Делегатов всего 17 должно быть, а наши коллеги на пункте пропуска участников конференции видели список из 60 человек. Что там делают лишние 43 «участника»? — недоумевала Анна Капитонова, пришедшая поддержать коллег.
Фото: Елена Михина / MR7
Охрана режимного объекта на Литейном, 37.
На лавочках в сквере они строили догадки, что же происходит там — за закрытыми для них дверями. Может быть, там проводят выборы делегатов от тех отделений, которые отказались участвовать? Или вовсе создают новые отделения и сразу же выбирают делегатов? А уж потом проводят угодные для организаторов этой конференции выборы?
— Они могут проводить это мероприятия, выбирать кого угодно. Мы не сомневаемся, что они сейчас нарисуют нужные результаты, сделают господина Иванова председателем, и мы будем обжаловать все их решения в суде, — тем временем обещал Александр Кононов.
Прогуливающаяся рядом полиция выступлениям не допущенных на конференцию не препятствовала. Высказавшись, они удалились пить чай в соседнее кафе, сочтя, что их миссия этим вечером выполнена.
Фото: Елена Михина / MR7
Делегаты местных отделений, бойкотировавшие выборы. Все они годами, а то и десятилетиями бьются за сохранение старинных домов в городе.
Поддержка бизнеса?
Напомним, что раскол в петербургском ВООПИиК, приостановка его деятельности и скандальные выборы нового руководства происходят на фоне по сути «спецоперации», которую развернули в городе застройщики против исторических зданий. В этом году были снесены бывшие казармы Финляндского полка (уже после их уничтожения следственный комитет решил разобраться в законности случившегося), исторический флигель Ленэкспо, который эксперты градсовета настоятельно рекомендовали вписать в новый ЖК, а не уничтожать. Идет борьба за хладокомбинат, бани Екимовой (рядовая застройка начала XIX века), Дом Шагина в Адмиралтейском районе, от которого КГИОП разрешил сохранить по сути только фасад. Не окончены суды по Охтинскому мысу.
ВООПИиК десятилетиями стоял костью в горле застройщиков и связанных с ними чиновников, которые разрешали сносить, разрушать, надстраивать и перестраивать.
— Мне кажется, что этот процесс (раскола петербургского отделения ВООПИиК — ред.) назревал, не думаю, что это прям резко сейчас началось. Возможно, еще поводом стала болезнь нашего председателя. Но противостояние постепенно назревало, но развалить ВООПИиК все же было трудно — и вот теперь решили действовать изнутри, — рассуждает градозащитница Анна Капитонова. — Я думаю, что всё это произошло не без участия строительного бизнеса, который сейчас стал более активным. Компаниям как будто стало больше поблажек, в трудных условиях его так решили поддержать.