В Василеостровском районе продолжается разрушение исторических построек.
Экскаватор ломает кирпичные стены, а рабочие разбирают остатки кровли. Так за высоким забором продолжается уничтожение бывшего Винного городка на берегу Малой Невы у истока Смоленки. Почти три года борьбы градозащитников за старинные корпуса все же не уберегли бывший памятник культуры.
Что за Винный городок?
В начале XIX века территория на острове Голодай (сейчас Декабристов) в устье Смоленки принадлежала купцу Мануйлову, где у него были деревянные амбары. В 1806 году участок был выкуплен в казну и на месте амбаров построили склады для вина. Предполагается, что архитектором главного корпуса, который еще недавно можно было видеть, был Луиджи Руска. Он довольно много строил в Петербурге, например, это он соорудил портик в начале Перинной линии.
Спустя полвека здания передали Трубочному заводу — предприятию, которое долгие годы снабжало артиллерию всеми видами трубок и взрывателей. В советское время предприятие стало заводом имени Калинина. А в 2015-м производство перебралось из города в Ленинградскую область.
На участке в устье Смоленки, по оценкам историков и краеведов, сохранялись как 200-летние строения, так и более поздние здания.
Фото: Олег Золото / MR7
Рабочие разбирают крышу
И что в нем ценного?
До 2019 года Винный городок был под защитой государства. Дореволюционные здания входили в реестр выявленных объектов культурного наследия. Однако затем по причине «необратимой утраты целостности и эстетической выразительности классической композиции» их лишили этого статуса. Два снесли. Одно — собственно старинный винный амбар — сохранялось.
— У нас в городе исторические здания, построенные до 1917 года, в принципе защищены законом, их нельзя просто так снести, даже если это не Винный городок, а что-то более скромное, — объясняет заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александр Кононов. — А что касается Винного городка, то для данной территории это одно из старейших зданий. Оно отражено в произведениях живописи и графики.
Фото: Лев Лагорио, 1849 год
«"Возка льда (Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Петербурге на Чёрной речке)» (Смоленку в это время называли Чёрной)
Что произошло?
В 2016 году после переезда завода им. Калинина его территорию выкупила компания «Максидом». Как сообщали «Ведомости», 8 га были приобретены на аукционе за 1,26 млрд рублей. В имущественный комплекс входило более 20 построек, примерно треть площади занимали не имеющие архитектурной ценности заводские цеха советского времени.
Про объекты культурного наследия, занимавшие оставшиеся 70 процентов площади, член совета директоров «Максидома» Мария Евневич говорила: «Здесь гордо стоят охраняемые здания из красного кирпича. Их мы планируем восстановить и приспособить под современное использование» (цитата по «Собака.Ру», 2018 год).
Местные жители забеспокоились в начале 2020-го. После того как КГИОП снял со зданий охранный статус, появилась информация о возможном сносе семи исторических построек.
К концу 2020-го появилась обнадеживающая информация: «разработан проект капитального ремонта. По данным „Канонера“, конек кровли будет поднят на один метр, чтобы организовать мансарду. „По центральной оси корпуса планируется восстановить восьмиколонный исторический портик“, — рассказали в КГИОПе».
2021-й прошел относительно тихо.
А в феврале 2022-го на территории городка заметили строительную технику.
И что теперь?
Техника и рабочие ломают старинные корпуса. На реконструкцию это не очень похоже.
Согласно последним данным разрешительных заключений, от бывшего выявленного объекта культурного наследия останется лишь три фрагмента: два торцевых и центральный фрагмент лицевого фасада. Дворовый фасад и все внутренние конструкции могут быть уничтожены.
Депутат ЗакСа Борис Вишневский на прошлой неделе направил обращение губернатору Александру Беглову с просьбой дать указание КГИОП приостановить действия их разрешения на проведение работ и Госстройнадзору — о приостановлении действия разрешения на строительство.
Зампред Петербургского отделения ВООПиК Александр Кононов объясняет, что не так. Во-первых, хоть здания и были лишены охранного статуса, они все равно дореволюционной постройки, а потому восстановление их облика (как заявлялось) должно было обсуждаться рабочей группой КГИОП. А она не созывалась. Александр Кононов — член этой группы и точно знает, что Винный городок на ней не обсуждался.
Кроме того, эксперт проанализировал проектную документацию по работам на месте Винного городка и обратил внимание на нестыковки в формулировках: «Так, в разделе ''Конструктивные решения'' говорится, что ''техническое состояние вскрытых шурфами фундаментов может быть отнесено к ограниченно-работоспособному. Техническое состояние наружных и внутренних стен здания может быть отнесено к ограниченно-работоспособному'' (л. 10). Такие конструкции сносить (демонтировать) было нельзя. В заключении негосударственной экспертизы уже говорится, что ''техническое состояние наружных стен здания отнесено к ограниченно-работоспособному с отдельными аварийными участками'' (с. 29). А в разделе ''Архитектурные решения'', который, вероятно, и представлялся в КГИОП, говорится: ''Техническое состояние вскрытых шурфами фундаментов может быть отнесено к аварийному. Техническое состояние наружных и внутренних стен здания может быть отнесено к аварийному…''»
Градозащитники вынуждены ждать ответов из Смольного. Тем временем от старинных зданий экскаватор откусывает по кусочку.
В компании «Максидом» оперативно не смогли ответить на вопрос MR7 о работах на участке в устье Смоленки. Ранее пресс-служба компании заявляла РБК, что
«происходит не снос, а реконструкция здания в соответствии с выданным разрешением»
— ведется разбор аварийных участков и поздних пристроек XX века. «Разбор происходит с сохранением материалов для их повторного использования (кирпичи, колонны). При этом фасадная стена, являющаяся исторической, разборке не подлежит», — цитировало издание пресс-службу «Максидома».
Согласно информации на информационном щите объекта, реконструкция должна завершиться уже через год — в первом квартале 2023 года.
UPD: В компании «Максидом» прокомментировали происходящее: «Происходит не снос, а реконструкция здания в соответствии с выданным разрешением. Разбираются аварийные участки и поздние пристройки (XX века). Разбор аварийных зон происходит с сохранением материалов (кирпичи,
колонны) для их повторного использования».