Зачем фотомодели уметь кокетничать на камеру, рычать, мяукать и рассказывать анекдоты за 50 тысяч рублей.
Петербургская мебельная компания разместила вакансию: «Модель/аватар (подбор мебели, живая рулетка)». Ищут девушек модельной внешности, готовых сыграть «любую сцену, которая может случиться с заказчиком на диване, кровати или за рабочим столом». Руководство фирмы, очевидно, считает это предложение оригинальным и креативным. Юрист и феминистка Варвара Михайлова называет это очередным примером объективации женщин, вскрывающим проблемы нашего рынка, где все еще забавно использовать просто красивое тело.
«В модельный бизнес идут не монашки»
Компании «Люксорта» так нравится их идея с «живыми рулетками», что они не просто повесили вакансию, а еще и разослали пресс-релизы в городские СМИ.
Согласно тексту вакансии, девушка — «живая рулетка» должна уметь кокетничать на камеру, рычать, мяукать, ярко показывать эмоции. Помимо этого, требуется знание анекдотов, хорошее чувство юмора и парочка костюмов. Платят за эту съемку 50 тысяч рублей. Под списком требований есть приписка, что все эти критерии указал заказчик мебели, и прилагающееся к нему видео. Что это вообще за странная услуга? MR7 попросил руководство компании объяснить, что происходит.
— Наши заказчики хотят, чтобы мебель полностью соответствовала всем их требованиям, поэтому мы создали услугу, тестирования, — говорит глава «Люксорта» Константин Куккоев, — Для этого мы нанимаем моделей, которые схожи по параметрам с заказчиком, чтобы те на камеры отыгрывали сцены из жизни наших клиентов.
По словам Константина, в прошлый раз фирма подобрала актеров, в том числе детей, на роли членов семьи заказчика. Дети прыгали на кровати. Взрослые садились и ложились на нее. Все это, по заверениям Константина, делалось для того, чтобы заказчик смог подобрать самую подходящую его семье мебель.
— То же самое с вакансией девушки-модели. Мы с вами взрослые люди и понимаем, что на кровати можно не только сидеть и спать, на ней делают и другие вещи. Поэтому, если наш заказчик хочет подобрать комфортную мебель специально для жены или любовницы, он описывает нам параметры своей партнерши и требования к модели, которая будет эту партнершу изображать. Мы ищем модель, подходящую по описанным параметрам: рост, обхват груди, длина ног
Впрочем, в фирме уверяют, что ничего такого снимать не предполагается. А полученное видео предназначено исключительно для частного пользования заказчиком. Впрочем, он может распоряжаться им на свое усмотрение.
— Перед съемкой девушка подписывает договор, в котором подробно расписано, что и как она будет делать. Это помогает избежать эксцессов на съемочной площадке. И важно понимать, что в модельный бизнес идут не монашки, поэтому модели не стесняются исполнять то, что описано в договоре, — уточняет Константин.
Фото: скрин вакансии с сайта hh.ru
«Хотел бы ты, чтобы на эту работу устроилась твоя дочь?»
А вот петербурженка Варвара Михайлова — юрист, феминистка и участница движения «Апология протеста» — считает, что такой рекламный креатив выглядит достаточно печально.
— Все это напоминает фотографии с некоторых богатых застолий, в которых женщин используют в качестве подносов для еды. В общем, это классический пример объективации, — говорит Варвара. — С одной стороны, мы можем говорить о некоторой степени добровольности, потому что никто не заставляет девушек участвовать в такой работе. С другой стороны, это обнажает проблему всего нашего общества и рынка, в котором возможно появление такой вакансии. Я считаю, что ни у одной девушки нет мечты в жизни заниматься чем-то таким. Но они вынуждены, потому что таковы условия их жизни.
Варвара Михайлова объясняет, что, когда мы говорим о профессиях, связанных с объективацией женского тела, добровольность всегда условная, потому что она продиктована рынком.
— Суть проблемы в том, что девушек часто общество воспринимает как красивый объект и предлагает им зарабатывать не навыками и талантами, а красивой внешностью. Понятно, что бизнес делает деньги на всем, на чем можно их делать, но нельзя забывать, что работодатель несет ответственность за своих работников. Существует универсальный этический тест: создавая рабочее место, задумайся, хотел бы ты, чтобы на эту работу устроилась твоя дочь? Если вариант устраивает, то это хорошее рабочее место, а если нет — видимо, работа не очень хороша.