Алгоритм прописан, но не всегда его легко выполнить.
Дистанционное закрытие и открытие больничных листов при ковиде и ОРВИ — мера временная. Но необходимая — на амбулаторном лечении с этими диагнозами находятся 250 тысяч горожан, поликлиники с таким потоком не справляются. Впрочем, и дистанционно тоже.
Как должно быть
Тем, кто болеет легко, или тем, у кого есть положительный ПЦР-тест, но нет симптомов коронавируса, с 4 февраля можно открыть, а с 6 февраля и закрыть больничный дистанционно.
Алгоритм такой:
1. Звоним по телефону 122. Вам ответит робот Виктория. У робота есть специальный опросник, по которому Виктория определяет — легкая ли у вас тяжесть заболевания. Она должна спросить про симптомы, температуру, задать вопрос о сопутствующих заболеваниях, уточнить возраст. На основании этого решит — можно ли вам оформлять больничный дистанционно или все же надо вызывать врача. Важно, что ПЦР-тест при открытии дистанционного больничного сдавать не обязательно.
Если робот решит, что больничный можно открыть дистанционно, она передаст данные в поликлинику по месту прикрепления пациента или того адреса, который он назовет.
2. Из поликлиники пациенту должен перезвонить в тот же день или на следующий врач или фельдшер, уточнить характер симптомов, оценить состояние.
3. В течение следующих пяти дней должен быть еще один контрольный звонок из поликлиники — уточнить состояние, не стало ли хуже.
4. На седьмой день болезни, если нет симптомов, человек чувствует себя хорошо и готов выписываться с больничного, то он может это сделать тоже дистанционно без обязательного ПЦР-теста, позвонив в 122. Оттуда данные передаются в поликлинику и работодателю. При этом пациенту сообщат номер его электронного больничного.
* Если человек захочет выписаться на работу раньше, чем через 7 дней, он должен сдать ПЦР и получить отрицательный результат.
На самом деле
Горожане жалуются, что после того, как оставляют заявку по телефону 122 на открытие больничного, никто не перезванивает из поликлиники по несколько дней. Приходится оставлять повторную заявку или звонить в поликлинику и ждать ответа в телефонной очереди по 40 минут. Или еще неприятнее: идти в поликлинику и выяснять все на месте.
Виктория Андреева открывала больничный еще до 6 февраля. Заболела 30 января, врача по 122 вызвать так и не удалось — никто не пришел, несмотря на то, что заявка была передана в поликлинику. Лишь 2 февраля приехал врач неотложной помощи, который провел осмотр и сообщил, что передаст данные в поликлинику для открытия больничного и что надо ждать звонка. Никто не позвонил. И 7 февраля Виктория снова позвонила в 122, чтобы дистанционно закрыть больничный. Далее ее дневник:
7 февраля, понедельник. Подача заявки по 122 на закрытие больничного листа. Многократные неудачные попытки дозвониться до регистратуры 38-й поликлиники Выборгского района, к которой я приписана.
8 февраля, вторник.
8 утра — Еще две попытки дозвониться до регистратуры. Самое обидное — это когда ты первый в очереди, но тут-то заканчиваются полчаса, выделенные на разговор оператором сотовой связи, и тебя отрубают.
8:45 — Я уже в поликлинике. Очередь в регистратуру проходит быстро. Мне сообщают, что они не знают, что с больничным, открыт он или уже закрыт, а мой терапевт принимает с 14:00, но я могу подойти и к другому в порядке живой очереди.
9:00 — Выясняется, что мой-то терапевт вообще на больничном, а надо идти в другой кабинет. И уже этот терапевт работает, наоборот, в первую половину дня. Занятие очереди к терапевту.
Пока очередь к терапевту не подошла, в 10 иду в страховой стол, и тут-то выясняется, что мой больничный не то что не закрыт, он даже не был открыт! Я начинаю серьезно нервничать.
Около 11 часов — Моя очередь подходит, и я вхожу в кабинет. Объясняю ситуацию (в кабинет, естественно, параллельно входят еще два человека за направлением и чем-то еще).
Как раз в это время в поликлинику прислали помощь в виде студентов Первого меда (должно было быть семеро, но дошли только четверо, слышу в разговорах врачей). Терапевту, к которому я пришла, выдают одну студентку.
Терапевт пытается разрулить все эти вопросы. Говорит, что, мол, ничего, «сейчас я оформлю посещение врача 31 января», а потом сегодняшним днем. И мы откроем и закроем больничный. Раза три убегает в страховой стол. Те начали торговаться и говорить, чтобы больничный открыли с 1 февраля, так как уже другой месяц. Я настаиваю и показываю смс с датой первичного вызова врача. В итоге больничный открывают и закрывают на нужные мне даты. Спасибо большое за это терапевту! Она предложила сделать ПЦР, но тогда, при положительном тесте, снова придется продлевать/делать новый больничный. Решаем обойтись без теста. В начале разговора она еще хотела послушать меня и посмотреть горло, но к концу мы уже про это забыли, и больничный был благополучно закрыт и без этого. Зато студентка измерила мне давление, оно в такой ситуации было предсказуемо повышенным, и терапевт ужаснулась и назначила мне новое лечение и выписала пару направлений.
В общем какие-то 40 минут у врача и в общей сложности около 3 часов в поликлинике, и больничный оказался и открыт, и закрыт! Такой вот больничный Шредингера.
Около 11:40 удалось покинуть поликлинику с номером больничного.
Объяснение
Также предполагалось, что с 6 февраля открывать и закрывать больничные с ОРВИ и легким ковидом удаленно можно будет на портале «Здоровье петербуржца». Но нет — там также не налажено взаимодействие с поликлиниками — нет выгрузки данных с портала в учреждения. В комитете по здравоохранению обещают, что ситуация исправится к концу недели.
Итого: система работает, мягко сказать, с перебоями. Возможность открывать и закрывать больничные при ОРВИ и легком ковиде должна была разгрузить медиков, но пока идея не сработала — для этого просто нет достаточного количества специалистов. И в самом комздраве признают, что линии перегружены, а медперсонала не хватает — болеет до 20% медиков. Сейчас (уже после анонсирования и запуска системы «дистанционных больничных») в поликлиниках «добавляют» сотрудников, которые будут по телефону связываться с пациентами.
— Если врач так и не перезвонил после оставленной заявки на открытие или закрытие больничного, то следует снова обратиться в службу 122, сказать, что врач не связывался с вами. Если состояние пациента ухудшается, то надо вызвать врача на дом, — советует начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи взрослому населению комздрава Лариса Соловьева. — Если человек выздоровел, а заявка на закрытие больничного дистанционно принята, но не обработана, то гражданин может выйти на работу, но при этом ждать обработки заявки.
С 8 февраля подать заявку на дистанционное открытие или закрытие больничного можно также через чат-бота в Telegram. MR7 проверит, как он работает.
А не появятся ли желающие получить «липовые» дистанционные больничные — раз осмотр врача не нужен?
Лариса Соловьева считает, что, безусловно, такие случаи могут быть, но они не станут носить массового характера. Соловьева напомнила, что порядок открытия и закрытия дистанционно больничных при ковиде и ОРВИ носит временный характер и будет отменен при снижении заболеваемости. Выдача и закрытие больничных листов дистанционно не касается других заболеваний.