Роды и немножко нервно: о «Параллельных матерях» Альмодовара.
На уходящей неделе в Петербурге был представлен новый фильм Педро Альмодовара «Параллельные матери» (18+). В широкий прокат он выйдет с 3 февраля.
Педро Альмодовар снимает фильм за фильмом уже почти в скорости Вуди Аллена. На 72-м году жизни мэтр создал картину «Параллельные матери», которая во многом является повторением его предыдущих вещей. Она рассказывает историю двух беременных женщин, воспитывающих не своих детей.
Иногда режиссерское повторение это кажется заезженным и неуместным, но мы понимаем, что из этого состоит режиссер. Что это его стилистика. Первое, что в фильме не ново — это Пенелопа Крус, гарцующая из ленты в ленту (она появляется и в «Разомкнутых объятиях» и в «Возвращении»). Здесь она выглядит максимально притягательно и сексуально. До той степени, что в нее влюбляются даже существа одного с ней пола. Но об этом позже.
Следующим знакомым элементом является сюжет о родительстве, который не чужд режиссерской камере. Например, его же мы видели в фильмах «Все о моей матери» или «Поговори с ней». На этот раз в центре внимания история о двух беременных женщинах, которые вот-вот должны родить. Они вместе находятся в родильной палате. Одна из них ребенка желает, другая — нет.
Едва родившихся подменяют, когда уносят на послеродовое обследование. Старый, классический сюжет. Поэтому Альмодовар в этой своей работе меньше новатор, чем обычно. Эта лента является довольно классической и негибкой. В ней использован болливудский сюжет. Но сюжеты Альмодовара никогда не отличались изощренностью в плане придумки чего-то удивительного. Все это можно было подчерпнуть из жизни. Это было захватывающе, увлекательно и про действительность.
За этот же сюжет, кстати, взялась в недавнем романе «Нас украли» Людмила Петрушевская. Автор масштаба нобелевского. Поэтому пенять на несерьезность темы для любого вообще творца — несправедливо. Сюжет может быть какими угодно заезженным: подлинный мастер сможет сделать из этого большое и великое.
В «Параллельных материях» собраны практически все элементы, из которых состоит предыдущее кино Альмодовара. Если вы смотрели хотя бы с десяток его киноработ, то для вас это новое полотно будет лоскутным, постоянно отсылающим сразу ко многим фильмам мастера. По сюжету «Матерей» мы узнаем, что одна из женщин была изнасилована. Этот ход использовался ранее и в «Поговори с ней». Однако без понимания этой гипертекстуальности восприятие фильма не будет менее полноценным.
Помимо этого, режиссер, как и всегда, изображает Испанию. На этот раз мы видим столичный лоск Мадрида в объективе оператора, сотрудничавшего ранее с Алленом в период «Жасмина» и «Вики Кристины Барселоны», а также снимал часть работ Альмодовара.
Здесь всегдашняя влюбленность в столицу, очарованность ею. Здесь же — место литературе и богеме, в том числе персонажу «Матерей» — одной из главных героинь, которая играет в театре, которая ставит условности декорацией превыше семьи. Она уезжает реализовываться, когда ее дочери нужна помощь с только что родившейся девочкой. Она легко может вжиться в образ кого-то ей неблизкого, стать на сцене несчастной матерью-наркоманкой, но не может сыграть в своей семье любящую мать. Она оправдывает это тем, что у нее нет материнского инстинкта, тем, что она лира.
Но здесь же мы находим вместе с тем и измерение войны, лейтмотив города исторического, имеющего, генерирующего и хранящего память. В этой ленте Мадрид не только миролюбив. Альмодовар вворачивает историю о раскопках могилы деда одной из главных героинь, которая чтит память своей семьи и для которой важно обрести покой через упокоение тел родственников. Тогда и ей станет немного легче. Как просит одна из персонажей: похоронить рядом с найденными останками, что она могла осуществить соединение хотя бы посмертное.
В новом фильме классик ЛГБТ-кино также не обходится без изображения гей-линии. Альмодовар был одним из первых, кто начал снимать неконвенциональное кино, используя актеров, которых обычно не брали другие. Так было с Пальмой де Росси, оказавшейся в новой работе, которую Педро когда-то и представил широкой публике. Теперь ее появление в кадре не редкость. Также она является приглашенной моделью на показах модных домов.
В новой ленте влюбляются в друг друга две вроде бы ощущающие себя гетеросексуалками женщины. Посмотрев этот фильм, какой-нибудь гомофоб с полной уверенностью скажет, что пропаганда гомосексуальности работает, раз происходящее на экране случилось. Но здесь, конечно, не про то, что гомосексуалом можно стать, единожды поцеловавшись или переспав с кем-то своего пола. А про то, что можно раскрыть в себе то, от чего всю жизнь бежал или о чем даже не думал. Но никогда — взрастить из пустоты.
Тут про флюидность ориентации вообще. Любовь — она же широко. Про это «Параллельные матери». Про то, что любовь выходит за границы пола, что воспитывать некровного ребенка — нормально, что семья — это любой, кто к тебе хорошо относится, что помнить — значит, быть сопричастным. Это старые сюжеты о главном и волнующем режиссера. Человека, ни на секунду себе не изменившего. Поэтому он еще раз про то же, но с незначительными изменениями.