Выставка отца и сыновей Трауготов «Внутренняя книга» открылась в Восточном павильоне Михайловского замка.
«Г.А.В.» — общая подпись, под которой публиковалась книжная графика трех ленинградских-петербургских художников — отца Георгия Траугота (1903−1961) и двух его сыновей — Валерия (1936−2009) и Александра (1931). Детские книжки именно с их картинками помнит поколение 30−50-летних. А сейчас работы художников можно увидеть на выставке «Внутренняя книга» в Михайловском замке.
Встреча с детством
Для людей старше 30 лет посещение выставки Трауготов — это встреча с детством. Мы знаем их работы по обложкам знакомых книг — отец и сыновья создавали иллюстрации к сказкам Андерсена, «Синей птице» Метерлинка, «Сказке про лунный свет» Нины Гернет, русским народным сказкам и многим другим любимым произведениям русской и мировой литературы.
Фото: Олег Золото / MR7
Фото: Олег Золото / MR7
Работа над книжной иллюстрацией для Трауготов — это сотни рисунков, иногда несколько макетов, из которых в книгу уходил лишь один. А то и не уходил. Так произошло с иллюстрациями к детской книге «Лев и собачка» Льва Толстого. Рисунки к ней и три макета были созданы в 1970 году. Сначала редактор не пропустил только первый макет. Но потом, поразмыслив, и все остальные. Детская книжка так и не была напечатана, потому что сюжет сочли слишком тяжелым, ведь она о смерти, а такое детям нельзя… В итоге макеты хранились в семье Траугот несколько десятилетий, книга вышла лишь в 2014 году.
А к изданию «Стойкого оловянного солдатика» Андерсена было создано четыре версии иллюстраций. Самой тиражной стала версия 1983 года — сказка вышла первым тиражом 1,5 миллиона экземпляров, а вторым — 1 миллион. Сейчас эти цифры кажутся фантастическими.
Следуйте интуиции
Выставка в Михайловском дворце создана с акцентом на книжную графику, с задачей, как рассказал куратор «Внутренней книги» Микаэл Давтян, «показать сложную и благородную работу художников».
В центре зала с книжной графикой расположились кубы с рисунками Александра Траугота. Это размышления художника о людях, о себе, о городе, созданные в период с 1970-х по 2021 год, такой диалог с самим собой, со своими ушедшими близкими, своеобразный автобиографический, очень личный жанр.
Наверное, еще и поэтому Микаэл Давтян назвал выставку словами из «Обретенного времени» Марселя Пруста — «Внутренняя книга». Герой Пруста называет так «испещренную незнакомыми знаками» некую книгу, которую не каждый в силах прочесть, ибо не каждый может услышать свою интуицию, а «отговоркам нет места в искусстве». «Внутренняя книга — книга, самая трудная для расшифровки, является в то же время единственной книгой, которую продиктовала нам реальность, единственной, где „ощущение“ внушено самой реальностью», — размышляет герой Марселя Пруста.
Вся биография семьи Траугот — это следование той самой интуиции «внутренней книги», постижению искусства и жизни.
Фото: Олег Золото / MR7
Биография семьи Траугот тесно связана с историей города на Неве. В первую блокадную зиму семья осталась единственной в коммунальной квартире на Петроградской стороне. Младшего сына — пятилетнего Валерия — удалось эвакуировать в Ярославскую область. Старший, Саша, остался с мамой, художницей Верой Яновой. Отец — Георгий Траугот в начале войны занимался маскировкой аэродромов, а в 1943-м ушел на фронт. Биография семьи — это и послевоенное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», ожидание ареста. И это творчество — цикл блокадных работ отца и старшего сына, яркие работы матери, которые, к сожалению, так редко выставляются, а при жизни Веры не выставлялись ни разу. Это оформление Музея истории Ленинграда, поездки по стране и создание пейзажей и, наконец, книжная иллюстрация и создание скульптуры и росписей для Ленинградского фарфорового завода. Выставка «Внутренняя книга» дает возможность увидеть этот фарфор с надглазурной росписью.
Артистизм цирка
В одной из витрин — фарфоровые тарелки, расписанные цирковыми сюжетами. Тут же на стенах — ранние рисунки 1950-х на тему цирка для книжки по стихам Маршака. Эта книжка, как и еще одна, тоже про цирк, света так и не увидела, остались лишь рисунки. Но цирковое искусство, его смелость и артистизм всегда интересовали Трауготов. Александр Георгиевич в конце 1950-х — начале 1960-х был дружен с великим клоуном Олегом Поповым, это тоже повлияло на интерес к жанру. Ранние работы, посвященные цирку, на выставке показаны впервые, причем здесь есть и черно-белые зарисовки с натуры в цирке Чинизелли, сделанные Александром в конце 1940-х.
— «Внутренняя книга» завершает цикл выставок к 90-летию Александра Георгиевича Траугота, — говорит Микаэл Давтян. — Выставка дает нам возможность прикоснуться к высокой культуре благородного искусства книги.
«Г.А.В. Траугот» — это особенный стиль, тонкая трепетная и сильная линия, свободный и узнаваемый рисунок, это нежные или яркие пятна цвета, придающие графике глубину, это мудрость и внутренний драматизм, присущий каждой работе.
Где: Михайловский замок, Русский музей
Когда: до 10 февраля 2022 года
0+