В Эрмитаже открыли первые три из 11 залов обновленной «Галереи Петра Великого».
Показать личность Петра I и его эпоху призвана новая постоянная экспозиция в Эрмитаже. Первые залы открылись для посетителей 14 января. В мае, когда будет праздноваться 350-летие со дня рождения императора, откроются еще два, а к концу года будет доступна вся галерея.
Петр прижизненный и посмертный
Первые три зала «Галереи Петра Великого» (залы 156−158) разместились в надворной части Зимнего дворца, где когда-то находились комнаты сыновей императора Николая I — Константина, Николая и Михаила.
Новую экспозицию директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уже назвал главной, повествующей о великой эпохе Петра Великого.
Фото: Олег Золото / MR7
Восковой бюст Петра I работы Бартоломео Растрелли, 1720-е. Парик сделан из собственных волос императора.
В первом зале мы узнаем о победе России в Северной войне. В центре зала — модель Триумфального столпа, прославляющего победы русского оружия, бронзовый бюст Петра, созданный Бартоломео Карло Растрелли, трофейное шведское оружие и седло императора Карла II.
В зале 157 много живописных работ. Вглядитесь в сподвижников и родных Петра, в одну из первых российских батальных картин неизвестного художника «Сражение при Добром в 1708 году» — она экспонируется впервые. Не показывался ранее широкому кругу и портрет Феофана Прокоповича — идеолога петровской эпохи. Рядом портрет еще одного знакового деятеля тех лет Михаила Ивановича Сердюкова. Сейчас бы про него сказали: self made mаn. Бурят по национальности, он воспитывался в доме русского купца, давшего ему свои отчество и фамилию. Сердюков тоже стал купцом, жил в Вышнем Волочке, учился у голландцев, которые строили в его городе канал. Сам заметил неудачи в постройке и предложил Петру исправить их. И потом стал смотрителем этого канала.
Фото: Олег Золото / MR7
Self-made man Михаил Сердюков
Среди картин в зале живописи — посмертный портрет Петра работы Луи Каравака. Вообще посмертных живописных портретов императора в Эрмитаже три. Этот интересен тем, что подушки и тело Петра в смертной рубашке были дописаны позже — в XIX столетии, а центральный квадрат с головой усопшего царя — это первоначальная часть картины.
Фото: Олег Золото / MR7
Чарочка и карандаш
В следующем зале в витринах множество экспонатов, отражающих интересы императора. Вот маленькая чарочка, на которой надпись на немецком языке гласит, что ее сделал собственноручно Петр. В футляре — личная печать императора. А самый невзрачный экспонат в витрине — обычный карандаш, точно такой же, как современный. Это собственный карандаш Петра I, переданный в коллекцию семейством Александра Меншикова. У самодержца была привычка всюду носить с собой карандаши — вдруг что-то надо зарисовать, записать. Этот карандашик — один из тех самых. Кстати, кончик не обгрызен — не было привычки у царя грызть карандаш. Куратор экспозиции Наталья Бахарева рассказала, что за этот самый карандашик всегда очень боялась, когда возила его на временные выставки — настолько предмет не отличим от современного, что во время монтажа при открытой витрине запросто можно его безо всякого злого умысла прихватить, как обычный.
Фото: Олег Золото / MR7
Карандаш Петра I
Паникадило — центральный экспонат второго зала. Его создавали при участии самого Петра из кости слона и мамонта для собора в Петропавловской крепости, но не успели — Петр умер. И паникадило сразу стало мемориальной вещью — к вырезанным барельефам с изображением сцен тайной вечери и распятия прибавились черепаховые темные круглые медальоны с посмертными изображениями Петра и надписями, что в этом изделии — труд самого императора. Паникадило тщательно отреставрировали, восполнили утраты и поместили в центре второго зала в специальной витрине, где собственный микроклимат и температура воздуха ровно 21,5 градуса.
— Мы это паникадило показываем, как величайшую драгоценность, — говорит Наталья Бахарева.
Фото: Олег Золото / MR7
Паникадило из кости - центральный экспонат третьего зала
Пулеизвлекатели, домик и куколка
Известно, что Петр Великий очень интересовался медициной, да так, что собственноручно рвал зубы придворным и даже мог поучаствовать в хирургической операции. Как раз напротив витрины с паникадилом во втором зале расположилась другая — с походной аптечкой, принадлежащей Петру и с его медицинскими инструментами. Среди них есть пулеизвлекатели, инструмент для прижигания ран, ампутационные инструменты и даже гинекологическое маточное зеркало и специальное приспособление, чтобы рот не закрывался при удалении зубов.
Фото: Олег Золото / MR7
Хирургические инструменты Петра Великого
Рядышком витрина, которая явно понравится детям — макет домика, где царь-плотник жил в Саардаме во время своего визита в Голландию и кукла, изображающая хозяйку домика, у нее есть целый набор одежды и даже кошелечек с денежками. Эти вещи были подарены императору Александру I во время посещения Саардама.
Фото: Олег Золото / MR7
Голландская куколка
Наталья Бахарева также рекомендует обратить внимание на французский кафтан Петра I. Он с отложным воротником, которые французы тогда уже не носили, но Петр любил только такие.
— Он заставлял других подчиняться своей воле, но сам мог презреть модные условности и сделать так, как хотел, чтобы ему было удобно и привычно, — отмечает Бахарева.
Мемориальная экспозиция первого российского императора начала складываться еще в конце XVIII столетия как «Кабинет Петра Великого» в Кунсткамере. Изначально она включая в себя мемориальные вещи. При Николае I в Эрмитаже таже была создана «Петровская галерея» или «Галерея Петра Великого», которая пополнялась вплоть до 1917 года. После революции экспонаты галереи передали в Кунсткамеру. Позже собрание не раз переформировывалось, находилось в Русском музее и снова в 1941 году поступило в Эрмитаж в составе историко-бытового отдела Русского музея.
«Галерея Петра Великого» была представлена в Эрмитаже до 2016 года, когда залы, которые она занимает, ушли на реставрацию. К открытию в 2022 году была собрана фактически новая, переосмысленная и по-другому смонтированная экспозиция.