Что не так с выбранным для монумента местом.
25 ноября губернатор Петербурга Александр Беглов открыл закладной камень на площади Труда — там планируют установить памятник адмиралу Федору Ушакову. Однако не все так просто. На части нынешней площади до революции стояла Благовещенская церковь Конногвардейского полка, а под ней склепы, где были похоронены известные полководцы.
Памятник, которого нет
Петербургский архитектор Дмитрий Лагутин демонстрирует большой макет площади Труда: видны и Военно-морской музей, и Новая Голландия. Недалеко от музея, в южной части площади, где сейчас парковка, планируется установить памятник адмиралу Ушакову. Архитектор уверен, что место выбрано неудачно.
Фото: Олег Золото / MR7
Место, где хотят установить памятник сейчас, совпадает с основанием церкви
Главная причина в том, что монумент расположится на том месте, где стояла снесенная в 1929 году Благовещенская церковь Конногвардейского полка. А под ней был склеп. И в нем были погребены два командира полка. Один из них — герой войны 1812 года князь Алексей Федорович Орлов. Он командовал конногвардейцами во время восстания декабристов, разгонял восставших по приказу императора. Второй — светлейший князь Владимир Дмитриевич Голицын, чья бабушка — Наталья Петровна Голицына — послужила прототипом Пиковой дамы в произведении Пушкина.
Еще одна причина, по которой, по мнению Дмитрия Лагутина, стоит изменить дислокацию памятника адмиралу — уничтожение парковки у музея.
Архитектор предлагает приподнять угол стены церкви из-под земли и разместить на ней мемориальную доску, увековечив тем самым память о храме и командирах конногвардейского полка, но сохранив места для парковки экскурсионных автобусов с детьми, которым больше негде останавливаться. По праздникам ночью на месте храма можно делать световую 3D-инсталляцию в виде проекции Благовещенской церкви.
Фото: Олег Золото / МR7
Дмитрий Лагутин демонстрирует макет площади Труда
Куда ставить?
— Ставить памятник на склепе и на месте церкви — это просто вандализм. Инициаторы установки закладного камня явно игнорируют закон о захоронениях. А по сути это как раз воинское захоронение, — говорит Дмитрий Лагутин.
Он предлагает свое решение проблемы — поставить монумент в центре площади Труда, сместив его от музея в сторону Благовещенского моста так, чтобы люди, идущие по Конногвардейскому бульвару в сторону Новой Голландии, как раз видели статую.
Фото: Олег Золото / MR7
Такое решение предлагает Лагутин - памятник на островке безопасности.
Памятник адмиралу Ушакову уже есть в Москве, Севастополе, Саранске, Керчи, Херсоне, Волгодонске и в других городах России, а также в Болгарии на мысе Калиакра, в Греции на острове Корфу и в Италии, в Мессине.
Два проекта
Сам проект памятника, который сейчас решили поставить, типовой, считает Лагутин.
Дело в том, что в 1997 году уже был проведен городской конкурс на памятник Федору Ушакову. Тогда выбрали проект, скульпторами которого были известные мастера — Ян Нейман и Валентин Свешников, создавшие памятник Тургеневу в Старо-Манежном саду и памятник Ломоносову на Менделеевской линии Васильевского острова.
Тогда, 1997 году в составе жюри конкурса были такие люди, как директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Русского музея Владимир Гусев, председатель Союза архитекторов Владимир Попов, а также другие именитые профессоры и члены Союза художников и Союза архитекторов.
Но реализация проекта явно затянулась. В 2017 авторы проекта совместно с фондом Героев Советского Союза и Российской Федерации вновь подали заявку в ЗакС. Решение об установке памятника, спроектированного Нейманом и Свешниковым, на сей раз было утверждено.
Но возникла новая проблема: на тот момент не было четкого понимания, где в прежние годы стояла церковь Конногвардейского полка. Для этого надо было проводить археологические работы и памятник мог бы им помешать. Установку снова отложили. Время шло, архитекторов Александра Константинова и Феликса Романовского, которые продвигали этот проект, не стало, к тому же в Петербурге сменился губернатор. В итоге проект вовсе застыл.
В 2020 году в Петербурге провели новый конкурс, на котором победила работа Вячеслава Маначинского и Анатолия Чернова. Проект одобрил Градостроительный совет под руководством бывшего главного архитектора Владимира Григорьева. Иначе говоря, власти Петербурга все-таки решили памятник поставить, но отменили решение авторитетного жюри 1997 года, считает Лагутин.
Фото: Из архива героя
Работа Вячеслава Маначинского и Анатолия Чернова 2020 года
По его словам, работы в конкурсе 2020 года даже не походили на Ушакова.
— Один был слишком красивым, это уже не адмирал, а торт какой-то… другую скульптуру сделали с лицом Путина, какие-то работы вообще переделаны из бывших скульптур. Так, один Ушаков был из переделанного Александра I, — объясняет архитектор.
В то же время уже есть почти метровая рабочая модель памятника, которая хранится в мастерской Свешникова. Нужно только увеличить ее в семь раз — и памятник готов.
— Проще говоря, сейчас хотят поставить не туда и не то, что нужно, — подводит итог Лагутин.
Будущее Ушакова
В планах архитектора вместе с фондом Героев Советского Союза и Российской Федерации продолжать бороться за проект памятника 1997 года. То, что губернатор Беглов установил закладной камень, как раз хорошо: хотя бы определились с тем, что это будет площадь Труда.
— Теперь нужно объяснить Александру Беглову, что городской конкурс уже прошел 25 лет назад и есть хороший проект, который не устарел, а прошел проверку временем. Это хорошо видно на макете площади Труда, — говорит Лагутин.
Фото: Олег Золото / MR7
Закладной камень дожидается памятника
Архитектор вместе с фондом Героев уже зарегистрировал письмо председателю ЗакСа Александру Бельскому, в котором подробно объясняет сложившуюся ситуацию. Дмитрий Лагутин рассчитывает, что проект памятника и место его установки еще можно изменить.
Благовещенская церковь Конногвардейского полка была построена по проекту архитектора Константина Тона для лейб-гвардии Конного полка в 1844—1849 годах. Внутреннее убранство храма насчитывало 160 килограммов серебряной утвари и украшений.
Большевики, церковь не взрывали, а разобрали, засыпав фундамент песком в 1929 году. Поэтому археологи в августе 2021 года смогли обнаружить точное расположение храма, восстановив его очертания по чертежам.