Русский музей продолжает демонстрировать предметы из архива художницы.
В Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открылась выставка «Анна Лепорская. Живопись. Графика. Фарфор». На ней представлены около 90 произведений, созданных в разные годы: от ранней живописи, до фарфоровых шедевров.
Петроград как Латинский квартал
Это уже вторая выставка предметов из хранящегося в Русском музее «Архива Лепорской». Его передала дочь художница Нина Суетина. В собрании как работы самой Анны, так и ее друзей-художников, и ее учителя — Казимира Малевича, а также значительный корпус документов. В 2018 году Русский музей уже показал часть архива — выставка называлась «Неожиданный Малевич», на ней впервые представили публике 117 графических листов автора «Черного квадрата».
А теперь наступило время погрузиться в жизнь и творчество самой Лепорской — от ее ранних псковских работ, которые демонстрируются впервые, до графики и эскизов к фарфоровым сервизам, которые тоже зритель увидит впервые.
Фото: Галина Артеменко / MR7
Анна Лепорская, "Дзинтари перед дождем". 1946. Бумага, акварель. Русский музей.
Анна Лепорская — родилась 20 января (1 февраля) 1900 года в Чернигове в семье преподавателя латинского языка Черниговской духовной семинарии Александра Лепорского. Позже семья переехала в Псков, где девочка училась в гимназии, а затем в художественно-промышленной школе, где заинтересовалась керамикой и фарфором. В 1923-м поступила в петроградский институт культуры, была ученицей и помощницей Казимира Малевича.
Анна Лепорская скончалась в 1982 году и похоронена на Богословском кладбище в Петербурге.
«…Вот куда попала Анечка из строгой русской священнической семьи. Из Пскова почти что в Латинский квартал», — так писал о появлении молодой Лепорской в Петрограде Евгений Шварц. Ее, действительно, звали Анечкой — она была прелестным, добрым, отзывчивым человеком, ищущей, вдумчивой художницей. Между прочим, один из «Черных квадратов» написала именно она.
Анечка вышла замуж за еще одного ученика Малевича — Константина Рождественского, от которого ее буквально увел соперник — тоже ученик Малевича художник Николай Суетин.
Лепорская и Суетин сохранили наследие Малевича, создали после его смерти супрематическое надгробие учителя, которое не сохранилось.
Фото: Галина Артеменко / MR7
Справка Лепорской, подписанная Казимиром Малевичем.
Профессиональная жизнь супругов складывалась удачно — они оформляли зал искусств Всемирной выставки в Париже в 1937-м, советский павильон на выставке в Нью-Йорке в 1939-м, а в Ленинграде создавали интерьер Дома культуры Промкооперации, ныне известного как ДК Ленсовета.
Художник-партизан
Блокаду Анна Лепорская пережила в Ленинграде. Она вспоминала ранний снег зимы 1941 года, проклинаемые всеми ленинградцами ясные лунные ночи — ведь именно тогда город бомбили и обстреливали. Лепорская рисовала блокадный город, а еще она была зачислена в Ленинградский штаб партизанского движения — на должность «художник-партизан», создавала Партизанский музей в Институте им. Лесгафта, стояла у истоков первой экспозиции Музея обороны и блокады Ленинграда. Медали Анны Лепорской «Партизану Великой Отечественной войны» и «За оборону Ленинграда» также представлены на выставке в Михайловском замке.
Фарфор стал для Анны Лепорской еще одно областью творчества, которая захватила ее всю. Еще перед войной Николай Суетин стал главным художником Ленинградского фарфорового завода, Анна начала работать там же художником, а после войны и до самой смерти продолжила. На выставке в Михайловском замке представлены созданные Лепорской чайные и кофейные сервизы, вазы — белые и расписные, необычайно выразительные и грациозные.
Где: Инженерный замок, Садовая улица, 2.
Когда: до 14 марта 2022 года.
0+