Какой уровень тревожности в Петербурге и почему за приключениями «девочки из сети» продолжают смотреть миллионы.
Журналист Юрий Дудь выпустил интервью с петербургским мультипликатором, создателем легендарной «Масяни» Олегом Куваевым. В этом году мультсериалу исполняется 20 лет. Видео вышло шесть часов назад и уже собрало почти миллион просмотров. На вкладке «Тренды» оно уже занимает первое место. Длится фильм чуть меньше двух часов и увидеть его — стоит. Но если совсем нет времени, то MR7 собрал для вас 11 самых интересных фактов и цитат Олега Куваева в одном тексте.
Комиксы, теракт и Амстердам
Разговор Юрия Дудя с художником состоялся в Амстердаме — как ни странно, исторической родине Масяни. Олег Куваев прилетел туда 11 сентября 2001 года. Ещё не зная о теракте в США, молодой мультипликатор гулял по городу и искренне не понимал, почему все кафе и бары закрыты. Ему пришлось ночевать на улице. Сидя на одном из парапетов у реки, Олег решил вплотную заняться комиксной культурой, продуктом которой мультипликатор и считает «Масяню». Ведь в ней, как и в комиксах, всё строится на утрировании и преувеличении.
Первые намётки сценария появились в Амстердаме, и художник уверен, что именно этот город подарил ему мультсериал, над которым он работает треть жизни. И вот почему:
— У каждого человека есть внутри уровень тревожности, бдительности. Тебе нужно следить, что происходит вокруг. По моим ощущениям, в Питере он — 8 пунктов из 10, в Москве — 6,5, а вот Амстердам — буквально единичка-двойка, он очень комфортный для всего, в том числе для творчества.
Комиксами Куваев интересуется до сих пор. У него даже есть любимый магазин в Амстердаме — «Henk».
Один на один с «Масяней»
Успех «Масяни» он объясняет как раз тем, что сам выступал в роли режиссёра, продюсера, сценариста и даже актёра озвучки.
— Когда человек один работает, он может соблюсти полную «стильность» картинки. Тогда получается цельное произведение, а не лоскутное одеяло. В творческом коллективе всегда срач, особенно русскоязычном. Важно отстоять собственное «я», — считает Куваев.
Такое же будущее Олег Куваев предрёк и голливудским фильмам — они достигнут идеала, когда всё производство будет в руках одного человека.
Об оптимизме
— Чтобы спастись чисто медицински, в Петербурге необходим саркастический оптимизм, иначе начнёшь расчленять, — шутит Куваев.
Начало в «Сплине»
Художник был свидетелем зарождения культовой группы «Сплин». Её название буквально и означает: «хандра и одиночество». Музыканты на начальном этапе репетировали у мультипликатора дома, он даже участвовал в первых концертах, играл на духовых. Первый опыт в анимации для Олега — клип «Сплина» на песню «Мне сказали слово».
Частный голос Петербурга
«Масяня» попала на большие экраны в начале 2000-х благодаря программе «Намедни». Рассказать о мультфильме решил журналист Андрей Лошак. После его сюжета редакции захотелось, чтобы серии стали завершением выпусков передачи. Просьбу об этом дирекции канала «НТВ» написал создатель программы Леонид Парфёнов, окрестив «Масяню» «лирическим дневником нашей современницы». Так добро и получили.
— Это гениально придуманный персонаж, отдельная вселенная, — заявил в фильме Дудя Леонид Парфёнов. — Им можно было освоить любую тему. Что лично грело меня? Питер 2000-х — это место властного стрёма: путинская команда, чекисты, кооператив «Озеро». «- Алло, здравствуйте, я из Санкт-Петербурга звоню. — Что ж вы сразу с угроз начинаете?» Но я-то знаю, что Питер — другой, поэтому очень топил за любой питерский частный тренд.
Фото: Скриншот из программы «Намедни» (04.09.2022)
Уничтожение сценария ради живой речи
Олег Куваев заверил Юрия Дудя, что озвучку для серий «Масяни» делает, не глядя в сценарий. Раньше автор его рвал и выбрасывал в мусорку, а теперь попросту стирает файл на компьютере. Дальше во время работы начинает импровизировать — чтобы не играть чужую роль и не причёсывать язык.
— «Грязная» речь даёт обертоны. Живая музыка состоит не из одной частоты, а из множества. Каждая нота несёт больше информации, чем мы слышим — интонации, подтексты. Поэтому живую музыку приятнее слушать, чем записанную.
К слову о музыке. Звуковые правки и пожелания для авторов «Масяни» оставлял сам Муслим Магомаев. Он посмотрел мультфильм в одном из выпусков программы «Намедни».
Как Масяня стала мамой
Масяня, как её определяет автор, — хулиганский анархический персонаж. Поэтому решение, что она будет взрослеть, далось Олегу Куваеву нелегко, тем более, что в мультипликационной логике герой имеет право оставаться постоянно в одном и том же возрасте. Однако сегодня он доволен тем, что позволил Масяне прийти к состоянию «мой дом — крепость» и стать мамой. Это случилось примерно тогда же, когда у самого Олега появились дети. По его мнению, это событие номер один в жизни каждого человека. Сын Олега Куваева озвучивает несколько серий мультфильма.
Сейчас у художника в планах сделать серию о сексуальном воспитании, сценарий уже есть, но пока он не решается пустить её в производство из-за цензуры социальных сетей. Он также опасается реакции «мамочек».
Фото: Скриншот с официального канала в YouTube
Эпизод 139. «Дед Сабзиро»
Отказ Березовскому
В 2006 году заказать мультфильм с Масяней у Олега Куваева хотел Борис Березовский. Это должна была быть политическая реклама для кандидата в президенты Грузии Бадри Патаркацишвили. Автор мультика выслушал предложение, но отказался.
— Если хочешь остаться психически здоровым, нельзя общаться с людьми из российского политического токсичного болота. Я его (Березовского — прим.ред.) слушаю, а у меня в голове только песенка из «12 стульев»: «Пора удирать». В тот момент, когда он отвернулся, я просто встал и исчез, — рассказал Юрию Дудю художник.
Кипиш по «Масяне»
В серии «Экскурсия по Санкт-Петербургу» власти Петербурга заподозрили политический заказ на тогдашнего губернатора Владимира Яковлева и собирались даже подавать на Олега Куваева в суд. Спасло мультсериал и его создателя то, что «Масяня» выиграла в пяти номинациях Национальной интернет премии.
Одна из самых страшно-смешных серий «Масяни» — «Царь@ру» — вышла в 2013 году. Сценарий для неё появился ещё раньше, ведь, как говорит Олег Куваев, «уже в начале 2000-х было понятно, к чему всё идёт».
Фото: Скриншот с официального канала в YouTube
Эпизод 115. «Царь@ру»
Весной 2021 года такой же резонанс получила серия «Доппельгангер». Её автор также придумал задолго до выпуска и решил выпустить её в свет к окончанию и полному запрету протестов в России — в апреле.
Сам Олег Куваев с 2006 года живёт в эмиграции, в Израиле, и к чтению российских новостей серьёзно готовится — они плохо влияют на его здоровье.
Интернет испортился
Несмотря на то, что сегодня основная площадка дистрибуции для «Масяни» — YouTube, Олег Куваев достаточно жёстко отзывается о современном интернет-пространстве.
— Интернет был зоной, где собирались люди неглупые, зоной свободного творчества и общения, — вспоминает мультипликатор. — Все очень надеялись, что при помощи интернета люди во всём мире помирятся, грубо говоря: начнут говорить на одном языке и понимать друг друга. И вдруг это средство нормального общения, побыв таковым 10−15 лет, превращается в токсичную, ядовитую зону Тарковского, где ходят сталкеры: «Я снял пару видео, а на мне уже висят десятки цензоров и ограничений». Ужесточение контроля в сети — это интернациональная проблема, но в России на неё ещё наслаивается политическая цензура.
«Сколько ты зарабатываешь?»
«Масяня» существует, благодаря зрителям. Основной источник заработка с мультфильма для Олега Куваева — платформа Patreon. За ежемесячное пожертвование подписчики получают возможность быстрее остальных смотреть новые серии мультфильма, наблюдать за процессом его создания и влиять на сценарий.
Месячный доход Олега Куваева — 6000 долларов, большую часть из которых он зарабатывает с краудфандинговой площадки.