Художник рисовал на лютом морозе в блокадную зиму, а после войны его картины резали у него на глазах.
В Корпусе Бенуа открылась персональная выставка известного ленинградского художника Вячеслава Пакулина «В поисках стиля эпохи». Впервые так полно представлено его творчество — живопись, графика, работы для театра. Русский музей собрал более двухсот произведений из собственных фондов, городских музеев и частных коллекций.
Поиск стиля эпохи
Пакулин был родом из Рыбинска. Он приехал в Петроград перед самой революцией, в первые годы советской власти жил впроголодь, учился в бывшем Училище барона Штиглица. На курсах мастерства сценических постановок, организованных Всеволодом Мейерхольдом, успел попробовать себя в разных профессиях, вплоть до циркового артиста. Именно Пакулин создал и стал лидером объединения «Круг художников», члены которого искали «стиль эпохи».
Вячеслав Пакулин экспериментировал с формальными элементами, отдавал дань живописным камерным полотнам, ездил на производства, спускался в шахты. В общем — находился в поисках стиля эпохи. Когда его еще небезопасно был искать.
«В запасе оставалось совсем немного времени, когда индивидуальные творческие декларации имели еще хоть какое-то значение», — написал на своей странице в соцсети известный российский искусствовед и галерист Ильдар Галеев, посетивший вернисаж в Корпусе Бенуа. — «Пройдет всего несколько лет, и всех, кто имел смелость декларировать, прищучивали так, что мама не горюй».
Но Пакулин остался жив в годы Большого террора.
Художник на блокадной улице
Во время блокады Вячеслав Пакулин остался в городе. Он занимался маскировкой аэродромов, писал плакаты для «Боевого карандаша». Но главное — он создал свою блокадную сюиту Ленинграда. Проникнутые светом и искрящимся инеем, овеянные нежным летним ветерком улицы и каналы окруженного города, его руины — вот блокадный Ленинград Пакулина.
Блокадное фото. Вячеслав Пакулин рисует на улице Ленинграда зимой 1941 года.
Милиция пробовала увещевать художника, гнать с улицы, обращалась «по начальству» в Ленинградский Союз художников (ЛОСХ). А для горожан рисующий на улице закутанный человек был знаком того, что жизнь не остановилась.
Вячеслав Пакулин всю блокаду продолжал жить в доме 15 на Литейном проспекте. С женой Марией Федоричевой, тоже художницей-круговкой, он занимал комнату в коммуналке. Именно из этого дома Пакулин уходил писать блокадный город, хотя очень боялся обстрелов. Писатель Леонид Борисов, друг художника, записал его слова:
Фото: Галина Артеменко / MR7
Литейный, 15.
«Если бы не работа, я умер бы с голоду или меня разорвал бы снаряд, но тут меня никто не тронул, ибо я служу в той армии, которая не демобилизуется».
Ленинград, как фиксировали и вспоминали многие блокадники, был невыразимо прекрасен в своей трагедии. Вячеслав Пакулин это увидел и оставил нам. Художница Вера Милютина, которая, как и Пакулин, и еще ряд художников, была привлечена к фиксации ущерба, нанесенного войной Эрмитажу, вспоминала, как Вячеслав призывал смотреть через эрмитажные окна на застывшую Неву и написать эту красоту…
Он видел, как режут на куски его картины
Мойка с ее изгибами, Инженерный замок, Демидов переулок, улица Пестеля — любимые места художника, герои его блокадных пейзажей — именно их он показывал на послевоенных выставках в Ленинграде и Москве. Но его творчество подверглось не просто критике «за формализм», а настоящему уничтожению. Успешный функционер, председатель ленинградского Союза художников Владимир Серов приказал разрезать работы, которые художник создавал по договорам с тем же союзом. И Пакулин наблюдал, как его картины режут на куски. Один из пейзажей был найден коллегой художника на помойке, а на обороте картины было написано: «Отдать автору».
— Не работать — для художника это трагедия, — говорит куратор выставки Ольга Мусакова, которая занимается наследием художника с 1971 года. — Он работал всегда с полной самоотдачей, для него это было равносильно — жить или не жить.
Пакулин умер в 1951 году без званий и наград. За год до смерти говорил, что работать нет никаких материальных возможностей, он был нищ и отвергнут официозом. Через восемь лет его вдова Мария Федоричева сделала в ЛОСХе большую персональную выставку. И все, больше посмертных «персоналок» не было. А потом произошла еще одна трагедия — сгорела мастерская на улице Ломоносова, в которой работал сын мастера, тоже художник — огромная часть наследия Вячеслава Пакулина тогда погибла в огне.
То, что масштабная персональная выставка Пакулина состоялась впервые за столько долгих лет, да еще в Русском музее, где трижды в конце 1920-х выставлялись «круговцы» — знак хороший, обнадеживающий. Ленинградская школа живописи — явление, о котором невозможно не знать.
Где: Корпус Бенуа Русского музея, Инженерная улица, 2−4.
Когда: до 7 марта 2022 года.
0+