Литература в XXI веке — читать, слушать, смотреть или все сразу?
Эксперименты с сетевыми форматами книг — читаемо ли это? Пока признанные авторы стабильно выпускают по книжке в год, безвестные пускаются на опыты в попытках привлечь внимание критиков.
Одним из таких экспериментов можно считать странный и явно дебютный роман «HyperКоролева», автор (ка? ша?) которого включила прямо в текст отсылки к популярным мемам, клипам, фильмам, книгам, сериалам, видеоиграм, комиксам, фильмам по комиксам и огромному количеству другого контента из современного масскульта.

Отсылки сделаны занятно — они вплетены в диалоги, иногда используются в своем буквальном значении как нужно для контекста, включены в описания и… хотелось бы сказать, что в мысли автора, но их нет — напрямую. Автор никак не комментирует происходящее, полностью скрываясь за маской героини, от лица которой ведется повествование. Героиня при этом глубиной мысли не отличается, просто фиксируя события и диалоги в настоящем времени, не анализируя происходящие с ней события. Это создает своеобразный примитивизированный лаконичный стиль практически без метафор, дистиллят действия в тексте, которому сложно подобрать литературный аналог — несколько напоминает Истона Эллиса с его «Американским психопатом», только без утомительных описаний одежды и убийств.
Иногда в романе происходят заметные внимательным читателям прорывы четвертой стены — герои намекают, что находятся в вымышленной реальности, но не слишком рефлексируют по этому поводу. Вообще, душевной рефлексии не испытывает ни один из кукольных обезличенных и безымянных персонажей — автор отказывает им в субъектности, остроумно дав одно имя всем женщинам и одно всем мужчинам.
Сюжет и мир «Гиперкоролевы» жестоко высмеивают мужчин и женщин вкупе с доведенными до абсолютного абсурда трендами российской и мировой действительности — действие происходит в недалеком будущем. Например, «победобесие» пришло к своему логическому завершению — тема войны используется как бренд и маркетинговый прием в питерском общепите:
«Мы сидим в страшно модной «Блокаде». Заказать здесь столик — настоящий подвиг. Оглядываю зал: по центру открытая кухня — топится дровяная буржуйка, интерьер — ободранные до кирпича стены с плакатами и лозунгами на них, с краской нарисованными предупреждениями об артобстрелах, со следами от пуль и осколков. Листаю меню, оформленное на пожелтевшей газетной бумаге. Слоган на первой странице: «Не скучайте по хрусту французской булки». Переворачиваю страницу: «Скучайте по хрусту блокадного хлеба».
— На самом деле сырой, склизкий блокадный хлеб не хрустит, — смеется официантка, замечая мой взгляд.
Радостный смех официантки диссонирует с ее обликом: глубоко запавшие глаза и выпирающие скулы, щедро подведенные тенями, придают ей страдальческое, голодающее, иконописное выражение, подчеркнутое туго обрамляющим овал лица оренбургским пуховым платком".
Да, действие происходит в Петербурге, которому, впрочем, внимания не уделяется вовсе, и опознать город можно лишь по мелким деталям, больше знакомым местным жителям.
С рынком труда в мире романа тоже произошли интересные изменения — подавляющее большинство людей работают охранниками, так как производство почти полностью автоматизировано, а людям надо дать какое-то занятие. К тому же на труд охранников завязана валюта будущего (не будем спойлерить подробностями дальше).
Сюжет достаточно закручен, но прост — из-за некоторых врожденных особенностей девушка становится интересным объектом для изучения со стороны некоей корпорации с приставкой «гос», несколько крутых поворотов содержат много экшена с взаимными похищениями и использованием интересной техники, любовную линию с очень неожиданным финалом и одну мерзкую эротическую сцену уже после завершения линии.
Автор не поленилась создать аккаунт героини в Instagram, ссылки на который ведут прямо из книжки. Это гиперссылки. Отсюда, видимо и название.
Литература в XXI веке — читать, слушать, смотреть или все сразу?
Эксперименты с сетевыми форматами книг — читаемо ли это? Пока признанные авторы стабильно выпускают по книжке в год, безвестные пускаются на опыты в попытках привлечь внимание критиков.
Одним из таких экспериментов можно считать странный и явно дебютный роман «HyperКоролева», автор (ка? ша?) которого включила прямо в текст отсылки к популярным мемам, клипам, фильмам, книгам, сериалам, видеоиграм, комиксам, фильмам по комиксам и огромному количеству другого контента из современного масскульта.

Отсылки сделаны занятно — они вплетены в диалоги, иногда используются в своем буквальном значении как нужно для контекста, включены в описания и… хотелось бы сказать, что в мысли автора, но их нет — напрямую. Автор никак не комментирует происходящее, полностью скрываясь за маской героини, от лица которой ведется повествование. Героиня при этом глубиной мысли не отличается, просто фиксируя события и диалоги в настоящем времени, не анализируя происходящие с ней события. Это создает своеобразный примитивизированный лаконичный стиль практически без метафор, дистиллят действия в тексте, которому сложно подобрать литературный аналог — несколько напоминает Истона Эллиса с его «Американским психопатом», только без утомительных описаний одежды и убийств.
Иногда в романе происходят заметные внимательным читателям прорывы четвертой стены — герои намекают, что находятся в вымышленной реальности, но не слишком рефлексируют по этому поводу. Вообще, душевной рефлексии не испытывает ни один из кукольных обезличенных и безымянных персонажей — автор отказывает им в субъектности, остроумно дав одно имя всем женщинам и одно всем мужчинам.
Сюжет и мир «Гиперкоролевы» жестоко высмеивают мужчин и женщин вкупе с доведенными до абсолютного абсурда трендами российской и мировой действительности — действие происходит в недалеком будущем. Например, «победобесие» пришло к своему логическому завершению — тема войны используется как бренд и маркетинговый прием в питерском общепите:
«Мы сидим в страшно модной «Блокаде». Заказать здесь столик — настоящий подвиг. Оглядываю зал: по центру открытая кухня — топится дровяная буржуйка, интерьер — ободранные до кирпича стены с плакатами и лозунгами на них, с краской нарисованными предупреждениями об артобстрелах, со следами от пуль и осколков. Листаю меню, оформленное на пожелтевшей газетной бумаге. Слоган на первой странице: «Не скучайте по хрусту французской булки». Переворачиваю страницу: «Скучайте по хрусту блокадного хлеба».
— На самом деле сырой, склизкий блокадный хлеб не хрустит, — смеется официантка, замечая мой взгляд.
Радостный смех официантки диссонирует с ее обликом: глубоко запавшие глаза и выпирающие скулы, щедро подведенные тенями, придают ей страдальческое, голодающее, иконописное выражение, подчеркнутое туго обрамляющим овал лица оренбургским пуховым платком".
Да, действие происходит в Петербурге, которому, впрочем, внимания не уделяется вовсе, и опознать город можно лишь по мелким деталям, больше знакомым местным жителям.
С рынком труда в мире романа тоже произошли интересные изменения — подавляющее большинство людей работают охранниками, так как производство почти полностью автоматизировано, а людям надо дать какое-то занятие. К тому же на труд охранников завязана валюта будущего (не будем спойлерить подробностями дальше).
Сюжет достаточно закручен, но прост — из-за некоторых врожденных особенностей девушка становится интересным объектом для изучения со стороны некоей корпорации с приставкой «гос», несколько крутых поворотов содержат много экшена с взаимными похищениями и использованием интересной техники, любовную линию с очень неожиданным финалом и одну мерзкую эротическую сцену уже после завершения линии.
Автор не поленилась создать аккаунт героини в Instagram, ссылки на который ведут прямо из книжки. Это гиперссылки. Отсюда, видимо и название.