Предприниматель из Ломоносова придумал концепцию нового парка вокруг Красного пруда и представил ее на суд общественности. Общественность в благие намерения не поверила и встала в глухую оборону. В конфликте разбиралась корреспондент MR7.ru.
Роман Солоусов, житель Ломоносова и владелец многих бизнесов в своем же городе, обратил внимание на зеленую зону вблизи Красного пруда не просто так — у него здесь выкуплены два участка. На одном точно будет ресторан, что будет на другом — пока не решил, возможно, какие-то торговые модули. Но в процессе обдумывания бизнес-плана родилась идея по созданию нового парка. Музыкального. Имени Игоря Стравинского — ведь композитор родился в Ломоносове.
Роман Солоусов дал задание дизайнерам, которые измерили территорию, посчитали все деревья и создали 3D-фильм, в котором реалистично и объемно изобразили, что должно появиться в новом парке: летняя сцена с трибунами для прослушивания концертов классической музыки, музей Игоря Стравинского, лодочная станция и пешеходные деревянные набережные вдоль береговой линии, вело- и беговые дорожки, теннисные корты, церковь, современный скейтпарк, уличные тренажеры и вейкбординг, коворкинги для детей, лыжные трассы и дорожки для катания на коньках зимой.
Фото: Народный парк имени Стравинского
Вечерний концерт в новом парке. (кадр из 3D фильма)
Новый парк имени композитора Стравинского потрясает воображение, если ты не ломоносовец и не знаешь, на какой территории, это планируется сделать. Для многих местных жителей этот парк — единственный кусочек природы, где можно отдохнуть от городской суеты и уединиться.
Фото: Ольга Бакулина
Так выглядит парк сейчас.
В данный момент эта территория представляет собой лесопарковую зону, за которой никто не следит, поэтому мусор, которые посетители не потрудились донести до пухто или своей машины, так и остается в лесу. Место как будто забыто властями, а оттого жители периодически сами берут перчатки и мешки и идут убирать мусор. На территории есть несколько заброшенных участков и зданий, некоторые из которых являются памятниками архитектуры — например, сгоревшая дача на Краснопрудской, 3.
Фото: Народный парк имени Стравинского
Сгоревшая дача-памятник.
На территории также нет освещения и туалетов.
Фильм о том, что может появиться в этом месте, выложили в группе «Мы Ломоносовцы» (более 43 тысяч подписчиков) в конце июля. С тех пор более месяца вокруг проекта общественного пространства на берегу пруда идут горячие споры. Ломоносовцы поделились на два непримиримых лагеря: тех, кто против, и тех, кто за.
Все или ничего
Сторону противников поддержало второе по численности сообщество ломоносовцев в соцсетях: «Мамочки Ломоносова» (более 30 тысяч участников). Противники нового парка считают, что территорию нужно оставить в том виде, в каком она есть, не меняя ничего: лишь организовать регулярную уборку парка. Они спорят с оппонентами в комментариях, шлют запросы в администрацию и комитеты. Их идея заключается в том, что парк должен оставаться естественным. Все, что требуется, — уход, уборка, туалеты и освещение.
Фото: Народный парк имени Стравинского
Жителей Ломоносова смущают огромная парковка и бетонный скейтпарк в новом проекте.
Вопросы у них вызывает огромная бетонная скейтплощадка — «ее можно построить в другом месте, в парке уже есть волейбольная площадка», церковь — «зачем она в парке», сцена для концертов — «будет шум и вытоптанный газон», и асфальтовые дорожки — «это же парк, должны быть природные материалы».
Скейтеры, для которых проектом предусмотрен современный скейтпарк, естественно, примкнули к группе тех, кто за. В защиту проекта выступил житель Ломоносова и основатель школы скейтбординга Skate Lo Иван Соловьев. Он собрал скейтбордистов и записал видеоролик, в котором объяснил, почему им эта идея нравится: «Конечно, больше всего нам нужна именно новая современная качественная площадка, но и другие составляющие проекта несомненно интересны и однозначно принесут нашему городу только пользу! Мы, школа скейтбординга города Ломоносова Skate Lo, сняли свое видео в поддержку проекта бесплатного общественного парка на Красном пруду, в котором выразили свою позицию и привели доводы за его реализацию! Приятного просмотра! Пишите свои комментарии, что вы думаете о данном проекте!»
Как и любой другой ролик на эту тему, пост собрал огромное число просмотров и комментариев. Большинство из них: «Оставьте пруд в покое». Сторонники парка пытаются объяснить, что скейтплощадка расположена в 50 метрах от пруда, там, где сейчас участки под ИЖС. То есть в любом случае на их месте что-то построят — так не лучше ли будет, если это будут не дома, торговые точки или кафе, а современная спортивная площадка для детей?
История
Побережье вокруг Красного пруда считается историческим местом. В XIX веке по инициативе Великой княгини Елены Павловны Романовой на протяжении десятилетия целая команда лесников трудилась над созданием неповторимого ландшафта береговой зоны Красного пруда как продолжения Верхнего парка Ораниенбаума. Здесь произрастают уникальные деревья, парковые ели, которые не увидишь в обычных лесах.
Хозяин — барин?
Проект появился по инициативе предпринимателя Романа Солоусова, владельца строительной компании ООО «Жилой комплекс на прудах». Семье Солоусовых также принадлежат компании «Фирма Мода» (аренда и управление собственным и арендованным нежилым недвижимым имуществом), здание на Кронштадтской, 1, — Роман Солоусов выкупил его у города и отреставрировал, но потом здесь произошел пожар, СК «Гарант-Инвест», занимающееся подготовкой строительных площадок, «Технопроект» СК — строительство. Жена Романа Наталья Солоусова владеет компанией, занимающейся частной охраной ОП «Технопроект-БП», фирма участвует в городских тендерах и охраняет, как правило, бюджетные учреждения.
Огромный торговый центр «Лента» на Михайловской улице, 40/7, граничащий с территорией, которую Роман Солоусов мечтает превратить в парк, построен на участке, где ранее находился Ломоносовский молокозавод. В 2014 году его снесли, а территорию выкупила компания Романа «Жилой комплекс на прудах». В результате здесь был построен торговый центр, в котором расположились гипермаркет «Лента», развлекательный центр Family Park, кинотеатр. Роман также заасфальтировал дороги вокруг и сделал перекресток.
Фото: Народный парк имени Стравинского
Кадр из 3D-фильма о будущем парка.
«Это не проект, а некая идея, — рассказывает Роман. — У меня на Красном пруду два участка — недавно их приобрел. И сама собой пришла идея облагородить всю территорию вокруг. У моих участков достаточно широкий вид разрешенного использования: например, на участке у „Ленты“ даже автозаправочную станцию можно строить… А на участке у воды — там 24 сотки и раньше стоял барак, — скорее всего, будет ресторан». Чтобы понять, как использовать территорию, Роман решил спросить у жителей, чего они хотят. Но чтобы спросить, надо что-то предложить — так родилась идея создания на этой территории общественного пространства городского парка.
— Мы проводим неофициально опросы, обсуждения, хотим выслушать мнение жителей, что бы они хотели там увидеть, — объясняет Роман. — У меня видение, что этот парк — некая совместная история и бизнеса, и города. Есть городские программы «Мой бюджет», «Комфортная среда», есть президентские гранты. У меня есть опыт участия в реализации социальных проектов на частные деньги.
Роман имеет в виду светомузыкальный фонтан на Торговой площади в Петергофе — его компания участвовала в строительстве.
С задачей запустить сам дискуссию команда Романа справилась. В группе «Мы Ломоносовцы» стартовали уже несколько опросов на тему, что бы жители хотели видеть в новом парке. Противники парка жалуются, что их «банят» и они не могут проголосовать, им отвечают, что банят за откровенные оскорбления.
— Я ломоносовец и знаю, что уже не один год муссируется тема необходимости какого-то благоустройства в парке. Мне приятно, когда рядом не помойка или свалка. И я люблю, чтобы все работало. Многие боятся, что я все коммерциализирую, огорожу забором и захвачу пруд — нет, задача именно создание городского парка. Я не планирую брать эту территорию в аренду. В свое время мы вели переговоры с городом о выкупе исторической дачи на берегу пруда, там мы предлагаем создать музей Стравинского. Но сейчас это преждевременно. Сначала нужно разработать концепцию. Вместе с жителями.
Фото: Народный парк имени Стравинского
Кадр из 3D-фильма о будущем парка.
Концепцию нового парка, при помощи обсуждений, опросов, очных встреч с жителями Роман Солоусов планирует создать уже в течение пары месяцев. Чтобы до нового года представить эту концепцию городу и поставить вопрос о финансировании проекта. Когда будет готова концепция, команда Солоусова планирует выйти и на Фонд им. Стравинского, который пока не в курсе идеи по созданию музея композитора, и на Валерия Гергиева.
— Мы проведем исследование с жителями — и со сторонниками, и с противниками — и где-то посередине договоримся. Это длинные инвестиции, не быстрая окупаемость — это проект для души, — Роман Солоусов уверен, что консенсус с жителями будет найден. — Честно говоря, хотелось бы за несколько месяцев завершить весь этот балаган. Мы создадим рабочую группу и в тесном контакте с комитетом по благоустройству, муниципалитетом, администрацией и фондами будем сотрудничать. Какую-то часть финансирования готовы взять на себя. А участок с развалинами исторической дачи готовы выкупить и передать фонду Стравинского.
Фото: Народный парк имени Стравинского
Восстановленная дача-памятник в фильме о будущем парке.
Коммерции не будет
— Я могу коммерциализировать только два своих пятна, которые у меня находятся в собственности, и мне не требуются даже какие-то общественные слушания для того, чтобы я там строил. Честно говоря, наоборот, хотелось как жителю города, чтобы здесь никогда не поменяли вид разрешенного использования и не застроили этот пруд и парк, — клянется бизнесмен. — Я и родился в этом городе, у меня трое детей, мы живем в Ломоносове. Я обсуждал свою идею с большим количеством людей и молодых ребят. Идея — чтобы вытащить молодежь из соцсетей, чтобы они бегали, занимались спортом. И этот парк был для них.
«Я не алкаш»
Группа «Мамочки Ломоносова» запустила акцию #янеалкаш, смысл которой в том, чтобы опровергнуть тезис сторонников парка, которые считают, что в парке сейчас отдыхают только люди низкой социальной ориентации.
Фото: Сохраним Красный пруд для потомков
Защитники природного парка создали группу «Сохраним Красный пруд» и публикуют в ней фотографии любителей парка, их истории и рассказы.
Дмитрий Хохулин и его супруга Алина, концертмейстер ДДТ «Ораниенбаум», категорически против реализации подобного проекта на побережье Красного пруда.
— Считаю, что ничего общего с бережным благоустройством, за которое выступает большинство горожан, предложенная концепция застройки не имеет, — говорит Дмитрий. — Это обычная бизнес-идея, которая, по моему мнению, имеет отношение исключительно к желанию Романа Солоусова и Ко извлечь максимальную выгоду из приобретенного им участка земли, на котором, судя по проекту, планируется лишь постройка обычного кафе-ресторана. Не могу не обратить внимания: этот купленный участок занимает лишь малую часть от той площади, которую организаторами проекта планируется определенным образом охватить для строительства остальных парковых объектов. Убежден, что с этой целью и сделана данная презентация, сопряженная с опросом граждан и попыткой формирования общественного мнения.
С ним согласен житель Ломоносова Сергей Лычников: «Он (Роман Солоусов — прим. ред.) рассчитывает на грант, подключил к этому делу одну из городских групп, и они всячески пытаются пропихнуть этот проект, хотя большинство населения против».
Другой активный ломоносовец Евгений Захаров, создатель Ораниенбаумского морского фестиваля, считает, что горожане зря ломают копья, потому что обсуждать пока нечего.
Фото: Евгений Захаров
— Это не проект, а эскиз, мечта, идея художника, в данном случае непрофессионального ландшафтного архитектора — когда все хотелки уместили на одну точку, — говорит Евгений, который за преобразование парка, но с помощью мирных переговоров и обсуждений. — Мне понравилась сама инициатива, что местный житель хочет благоустроить территорию. Ведь это не варяги какие-то нам что-то навязывают, а наши люди, и они вышли на диалог с общественностью, что тоже приветствуется. Просто у нас нет культуры общения, мы сбились в группы за и против и под этой возней хороним саму идею обсуждения.
Евгений Захаров считает, что, обсудив с жителями, что они хотели бы в парке оставить, а что нет, техническое задание надо отдать на реализацию профессиональной студии ландшафтной архитектуры.
— Мы же не засыпаем пруды и не предлагаем построить в этом месте аквапарк или диснейленд. Мы хотим комфортную городскую среду, чтобы убирался мусор, были туалеты и точки питания.
Противники «народного парка» напоминают, что большая часть планируемого парка находится в зоне зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) городского значения, где нельзя ничего строить и вырубать. Есть данные о том, что на этой территории обитают редкие занесенные в красную книгу птицы и животные. Но не за это его так любят ломоносовцы.
— Я бы назвал Красный пруд душой города Ломоносов. Мы сейчас проводим флешмоб, направленный на защиту Красного пруда от застройки (#сохранимКрасныйпрудПриродным), в рамках которого все желающие рассказывают, чем им дорог Красный пруд и как они любят проводить здесь свободное время. Обязательно посмотрите, — говорит Дмитрий.
Он рассказал, что недавно был на совещании в администрации Петербурга, где обсуждалась ситуация с возможным благоустройством побережья Красного пруда.
— У меня сложилось впечатление, что нас, противников проекта, власти города услышали. Во всяком случае, поддержка нам была обещана.
Нью-Васюки в хорошем смысле
Депутат законодательного собрания Михаил Барышников, представляющий интересы жителей Петродворцового района, сообщил, что территория, где планируется парк, находится под охраной комитета по охране памятников и в любом случае авторам инициативы не дадут и шагу ступить без одобрения комитета.
— Пусть люди не боятся. Строительство новых объектов тут запрещено. И в ближайшее время я обращусь в КГИОП, чтобы запросить режим использования территории, где написано, что можно, а что нельзя.
А самой дискуссии вокруг парка депутат даже рад: значит людям это интересно и важно. А в споре рождается истина.
Ранее он сравнил будущий народный парк с Нью-Васюками. В интервью корреспонденту MR7 он уточнил, что хотел сказать: «На меня все накинулись из-за этих Нью-Васюков, — смеется депутат. — Я же говорил про Нью-Васюки в хорошем смысле слова, что будет новая территория, с новым наполнением. А не просто заросли. Что сама идея создания международного культурного парка — это как идея создания шахматного города в книге».
— Люди испугались, полагая, что-то, что они увидели в ролике, — согласованный и кем-то утвержденный проект. Это не так, — успокаивает Михаил Барышников. — Нам всем надо успокоиться и обсудить, каким мы хотим видеть это место. И не надо говорить, что этот проект предложили коммерческие структуры. Нет, просто ряд лиц проявили инициативу.
В комитете по благоустройству MR7 подтвердили, что обсуждаемые территории относятся к зоне зеленых насаждений общего пользования и именуются скверами.
Фото: Ольга Бакулина
При этом концепция благоустройства под названием «Народный парк имени Стравинского», размещенная в «ВКонтакте», на рассмотрение в комитет не поступала: «Более того, границы территории, на которой предлагается осуществить благоустройство, из размещенного в социальной сети „ВКонтакте“ видеорендера установить невозможно. Представленные в видеоролике материалы не являются детализацией проектных решений и несут исключительно ознакомительный характер, поэтому преждевременно давать какие-то комментарии или оценку».
Пресс-служба комитета подчеркнула, что при проектировании общественных пространств типа этого всегда учитываются пожелания горожан — без общественных слушаний в скверах ничего не появится.
В администрации Петродворцового района редакции также сообщили, что проект благоустройства и создания нового парка к ним на согласование не поступал.
Во всей этой истории есть один жирный плюс: после шума вокруг парка и сотен писем и жалоб, отправленных жителями в различные инстанции, на территории вокруг Красного пруда обещали проводить регулярную уборку. Выяснилось, что есть организации, которые обязаны убирать здесь мусор, но почему-то ранее они не сильно старались.