В Петербурге представили модель памятника легендарному директору музея-заповедника «Павловск».
В Павловске уже с 1997 года есть улица Зеленовой, но больше двадцати лет многие жители и сотрудники музея-заповедника добиваются установки памятника человеку, без которого невозможно себе представить возрождение дворцово-паркового ансамбля после войны.
Первый в мире
Модель памятника директору музея-заповедника «Павловск» представили на днях в мастерской, где идет работа над созданием скульптуры. Зеленова изображена сидящей на лесенке-банкетке. Такая лесенка специально была изготовлена для Дворцовой библиотеки Павловска по проекту Карло Росси. В ближайшее время предстоит отливка памятника в бронзе и установка его в сквере на Садовой улице: Анна Зеленова будет смотреть на Павловский парк. Планируется, что памятник установят в конце 2021 — начале 2022 года. Заказчиком выступила общественная организация «Красивый Павловск» при активном содействии музея-заповедника. Благоустройство территории выполнит администрация Пушкинского района.
Ни копейки бюджетных денег не идет на собственно создание памятника. Сотрудники ГМЗ «Павловск» уже собрали свыше 100 тысяч рублей и продолжают сбор на отливку и установку.
— Мечта музейного сообщества и мечта Павловска осуществилась — памятник будет. На самом деле это исключительная вещь: насколько я знаю, нигде в мире больше нет памятника директору музея, — сказал Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, когда приехал в мастерскую посмотреть на готовую модель памятника.
Он создается по проекту скульптора Владимира Горевого и архитектора Олега Романова, который был утвержден Градсоветом в 2017 году. В 2019-м скульптора не стало, работу продолжили его ученики.
Фото: Сергей Николаев
Модель будущего памятника.
Директор в 28 лет
Анна Зеленова родилась в 1913 году в Петербурге, училась в бывшей Петришуле, тогда называвшейся Фабрично-заводской девятилеткой № 41. Анна была чертежницей, библиотекарем, окончила ЛГУ и Ленинградский пединститут, стала искусствоведом и литературоведом, водила экскурсии в Эрмитаже. Тогда же Павловск вошел в ее жизнь — она тоже водила там экскурсии, а в 1936 году стала научным сотрудником Павловского дворца-музея.
Война и послевоенное восстановление Павловска стали для нее не моментом истины, а десятилетиями самоотверженной работы. Совсем молодую, 28-летнюю Анну 6 июля 1941 года назначают ответственным уполномоченным по эвакуации музейных ценностей из Павловского дворцово-паркового ансамбля, а 18 августа — его директором, так как директор ушел на фронт. Она и оставшиеся сотрудники — всего тридцать человек — совершают невозможное: не только упаковывают и грузят музейные ценности и документы в эшелоны (удалось вывезти 13 тысяч экспонатов), но и прячут в землю мраморные шедевры Павловского парка. Павловск (тогда город назывался Слуцк) в это время нацисты уже начинают бомбить. Вот как музейщики — в основном женщины — стащили с пьедестала скульптуру «Три грации» Трискорни и закопали на глубину около трех метров в Собственном садике императрицы Марии Федоровны?!
16 сентября нацисты вошли в Павловск. Зеленова и научный сотрудник музея Николай Вейс пешком ушли в Ленинград. Анна успела захватить эвакуационные документы и планы, где были отмечены тайники в парке со спрятанной скульптурой. Они шли, заблудились, попали в охваченное пожаром Детское Село, потом в Колпино, где горел Ижорский завод. Шли пешком, ехали в машине с тяжелоранеными, снова шли пешком. Через 10 часов после того, как они покинули Павловск, Зеленова и Вейс вошли под своды Исаакиевского собора, в подвалах которого были укрыты ценности из пригородных и городских музеев. Так для них и многих других музейщиков из пригородов началась 900-дневная блокада.
Фото: из архива ГМЗ "Павловск"
Портрет Анный Зеленовой.
Мы ей обязаны возникновением Ленинградской школы реставрации
Анна, как и все музейщики, хранила ценности, укрытые под сводами собора: проветривала экспонаты, откачивала воду из подвала Исаакия. Она организовывала выставки и лекции в госпиталях, оформляла Окна ТАСС у Аничкова дворца, делала по заданию ГИОП обмеры городских решеток и мебели в помещениях Главного штаба. Она была в группе архитекторов и искусствоведов, которые по заданию ГИОП также занимались описанием художественных ценностей в квартирах, чтобы взять их на учет как подлежащих государственной охране.
Анна заходила в промерзшие страшные квартиры. Предупреждала оставшихся в живых обитателей, что если вещь попадет в опись, то ее нельзя будет продать или обменять на хлеб. Она вспоминала потом, что изможденные люди говорили, что этим вещам место в музеях. Но многие квартиры встречали Анну выморочным молчанием — там уже умерли все.
Анна Зеленова была ранена в блокадном городе — осколок снаряда перебил ключицу. Она шла по Дворцовой площади, недалеко от Капеллы…
Анна одной из первых вошла в освобожденный и разрушенный Павловск зимой 1944 года.
— Первые восстановленные залы Павловского дворца открыли двери для посетителей в 1957 году — это был первый в Европе проект реставрации среди всех европейских памятников, разрушенных во Вторую мировую войну. Именно Зеленовой мы обязаны этим и возникновением уникальной Ленинградской школы реставрации, — говорила журналистам после осмотра модели памятника Вера Дементьева, нынешний директор ГМЗ «Павловск».
Анна Зеленова создала методику восстановления дворцово-паркового ансамбля Павловска, позднее именно эту методику ГИОП рекомендовала всем разрушенным ленинградским пригородным ансамблям.
Зеленова истово восстанавливала Павловск — с 2 апреля 1944 года по 22 апреля 1978-го. Через год Зеленову «уйдут» с должности директора ГМЗ «Павловск» — она не нравилась тогдашним партийным руководителям. Еще через год она умрет от инфаркта. Похоронят Анну Зеленову на Павловском кладбище.