Истории

В шатре топит, в Штабе — темно и пусто

Участники Книжного салона возмущены его организацией.

В Петербурге проходит XVI Книжный салон. В нем принимают участие более 300 издательств. Представители 44 из них подписались под претензией подрядчику салона — компании «Д2 Проект» и грозятся потребовать вернуть им уплаченные за участие деньги.

«Мы как будто сильно согрешили, и нас готовят к аду»

Петербургский Книжный салон впервые проходит в самом центре города. Он занимает две площадки. Первая — в большом шатре на Дворцовой площади. Обычно именно туда попадает большинство посетителей. Вторая площадка — в помещениях Главного штаба Эрмитажа, причем сразу на двух этажах — первом и втором. Но туда покупателей-читателей, по мнению продавцов, доходит уже гораздо меньше.

«Мы, участники выставки XVI Международный Книжный салон, размещенные на площадке Главного штаба Эрмитажа, заявляем претензию по поводу полного отсутствия информации для посетителей выставки, что она проходит на двух площадках. В главной площадке „Шатер“, находящейся непосредственно на Дворцовой площади, нет ни одного информационного указателя на продолжение выставки на второй площадке — в помещение Главного штаба Эрмитажа. Отсутствует визуальная информация об этом», — заявляют книготорговцы из Штаба в претензии в адрес организаторов салона. Это обращение подписали 44 человека. Составлено оно было 27 мая, на второй день выставки. В ответ организаторы салона выставили несколько указателей. Но всех проблем «штабных книгопродавцев» это не решило.

 — И это здание не приспособлено для книжной выставки, — говорит Мария Жукова из московского издательства «Янико». — Здесь темно, здесь ничего нельзя вешать. Мы заплатили ровно те же деньги, что и коллеги из шатра, но мы сидим тут в полном забвении. Мы тут понимаем, что там (в шатре. — Прим. ред.) торгуют, а мы заплатили просто за возможность поболтать друг с другом.

Чтобы поучаствовать в петербургском салоне, московское издательство потратилось на дорогу, проживание, доставку своего товара, заплатило около 33 тысяч за участие и надежду, что эти расходы хотя бы окупятся в ноль, уже нет.

— И в целом к рекламной кампании у нас тоже претензии, такое ощущение, что ее нет — не видно рекламы на Невском, у Дворцовой. Возле арки Главного штаба туристам суют в руки какие-то коммерческие листовки, но не брошюры салона, — добавляет гендиректор издательства «Паритет» (представляет издания по истории города) Марат Сироткин, также оставшийся без потока покупателей в Главном штабе. В прошлые годы он участвовал во всех петербургских книжных салонох, таких нареканий к организации у него не было.

photo5298854797396521575 (1).jpg

Под претензией 44 подписи (список подписавших есть в MR7)

Но еще сложнее, по словам участников, тем их коллегам, кого разместили на втором этаже Главного штаба. Во-первых, до него долетает совсем редкий посетитель, потому что опять же не очень понятно, куда «лететь». Во-вторых, там душно. В-третьих, там проходят встречи с писателями и прочие мероприятия и посетители, боясь помешать выступлению спикеров, просто не проходят мимо них в последний зал.

— Духотища, — с грустью констатирует Алена Новокшонова из центра книг «Рудомино», — Мы, здесь сидящие, как будто сильно согрешили и нас уже готовят к какому-то аду. Полное ощущение, что организаторы с издательствами не знакомы вообще. «Национальное образование», например, стоит на втором этаже, хотя им самое место у детской площадки на первом.

По словам Алены, в первый день на их стенде удалось продать 11 книг, во второй — 24. А при этом окупить надо как минимум 35 тысяч, заплаченных за участие.

— Наши знакомые, которые торгуют в шатре на площади, тоже жалуются, что у них холодно, что во время дождя были протечки и им отключали свет, но они хотя бы торгуют. А потом они поднимаются к нам в гости на второй этаж и видят, что тут две калеки, три чумы и это не посетители, а сами продавцы, — эмоционально описывает происходящее Алена.

Она сама в 2006—2012 годах занималась организацией книжных салонов и признает, что идеально, чтобы все остались довольны, трудно провести такое мероприятие.

— Всегда есть минусы и плюсы, ко всему можно придраться. Но сейчас даже с организаторами особо не пообщаешься, я звоню, а мне просто не отвечают, — жалуется Новокшонова.

Невольно участники сравнивают нынешний петербургский салон с московским «Красная площадь». Сравнение не в пользу Дворцовой и Главного штаба. В Москве, по словам представителей издательств, шатры организуют для всех, да и участие там бесплатное.

photo5298543528231678661.jpg

Фото: MR7

Организаторы с историей

Свою претензию участники петербургского салона грозятся передать в ближайшее время в смольнинский комитет по печати, который курирует фестиваль.

Петербургский книжный салон проводится с 2006 года. В последние годы оператором салоны было АНО «Петербургские медиапроекты». В 2020-м выставка не проводилась из-за пандемии коронавируса. В нынешнем 2021-м конкурс на проведение салона выиграл московский «субъект малого предпринимательства» (как сказано на сайте госторгов) ООО «Колибри». Цена контракта с городом — 17,5 миллионов рублей. Тем не менее договора на участие в выставке, на аренду стендов издательства заключали не с ним, а «Д2 Проект».

Это петербургская компания, появившаяся в 2018 году. Ее соучредитель — Дмитрий Минков. Он же входит в число учредителей хорошо известного в Петербурге АНО «Международный центр фестивалей и праздников». В 2012-м, когда это организация только появилась, ее соучредителем и директором была Марина Фокина — экс-гендиректор Пятого канала. А до 2012-го ОАО «Международный центр фестивалей и праздников», которым также руководила Фокина, проводило в Петербурге главный праздник выпускников — «Алые паруса».

Иными словами, и нынешний книжный салон проводят не новички в сфере подобных мероприятий. Тем не менее претензии к ним есть и не у одного-двух недовольных, а у почти шестой части участников.

MR7 просил пресс-службу Книжного салона прокомментировать претензии продавцов книг. Но ответа мы пока не получили.

share
print