MR7 узнал, какой будет обновленная Оранжерея на Потемкинской
В Петербурге готовится к реставрации оранжерея Таврического сада на Потемкинской улице. Уже к лету ее планируется закрыть для посетителей, а к осени — снова открыть в обновленном виде. О том, что ждет любимую петербуржцами оранжерею на Потемкинской, MR7 рассказал ее директор по развитию Станислав Гаврилов и дизайнер Анна Дельгядо.
Растения боятся активных танцев
Когда мальчику Стасу Гаврилову было только 8 лет, папа привел его в оранжерею на Потемкинской улице, знакомую всем ленинградцам-петербуржцам. Вдруг оказавшись в тропиках, мальчик сказал отцу, что рано или поздно будет тут работать или договорится со сторожем и переночует. Оба его желания уже сбылись. Больше трех лет Станислав директор по развитию Оранжереи и честно успел в ней переночевать, как и мечтал в детстве.
Оранжерея и сегодня привлекает детей (возможно, они тоже мечтают в ней работать или хотя бы переночевать)Фото Георгия Маркова / MR7
Оранжерея на Потемкинской с 2013 года принадлежит частному собственнику — предпринимательнице Светлане Смирновой. К радости горожан и туристов, владелец обеспечила доступность объекта — вход стоит всего 80 рублей — и изо всех сил старается сохранить уникальную коллекцию растений. Но пришло время обновляться.
— Мы копили деньги три с половиной года. Достаточно средств вкладывали по пути в коллекцию, чтобы растения более-менее сносно выглядели. Мы фактически находимся на самоокупаемости, поэтому я всегда благодарю всех людей, которые к нам приходят, покупают билеты, кофе, — эти деньги мы откладывали на ремонт, — говорит Станислав Гаврилов.
По его словам, в Оранжерее достаточно большой поток гостей и это в первую очередь связано с локальным туризмом.
В советские годы Оранжерея не раз становилась площадкой для киносъемок. Здесь снимались сцены из фильмов "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Мушкетеры 20 лет спустя" и "Господин оформитель". Фото: кадр из фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", серия "Смертельная схватка".
— Мы не в топе достопримечательностей Петербурга, чтобы к нам шли иностранцы, хотя они тоже заглядывают, но все-таки основная масса посетителей — горожане. Они нас очень любят. И я всегда хотел, чтобы оранжерея стала городской достопримечательностью, — отмечает Станислав.
Оранжерея за последние три года стала не только зимним садом, но настоящим общественным пространством со своей особенной атмосферой. Здесь проходят лекции, концерты, поэтические вечера, театральные постановки.
— Пространство очень многофункциональное. У нас есть технические ограничения — мы не можем трогать конструкции сводов, но концерты у нас проходят замечательно, ведь играть под пальмами всегда приятно, — рассказывает Станислав. — Только рейвы мы не устраиваем, из соображений безопасности, все-таки растения могут пострадать от активных танцев.
Проект реконструкции Оранжереи. Иллюстрации предоставлены Анной Дельгядо.
Милый советский налет
— Два года назад я попала в Оранжерею в очередной раз после большого перерыва и подумала: «Черт, такое место крутое пропадает, не используется на полную мощь…». Сразу представилось, что можно сделать и придумать: крутой свет и растения по-другому расположить. Я написала Стасу: «Давай попробуем». Он отвечает: «Давай, но денег нет». Мы нарисовали эскиз, обсудили, и все очень надолго замерло. Но прошлой осенью Стас позвонил и сказал: «Пойдем-ка сделаем Оранжерею!» Мы в бюро очень обрадовались, — говорит Анна, архитектор «Архитектурного бюро 11». Недавно Анна стала известна по проекту ремонта гимназии 610, в которой сама же училась. Вместе с учениками этой школы, она придумала проект обновления учебного пространства и сейчас он реализуется.
Анна Дельгядо рассказывает, что ждет оранжерею:
— Советский налет, сохранившийся после того, как оранжерею восстановили после войны — он милый, но сейчас не работает. Это уже история, которую хочется сохранить. Например, штукатурку-шубу, которая во входном холле здания оставим. Кафе-антресоль и цветочный магазин тоже останутся на своих местах. Хочется привести в порядок растения и сделать ландшафтную планировку. Сейчас пол в оранжерее из промышленных бетонных плит выглядит странно. Хочется его изменить.
Так выглядит старая советская "шуба". Фото Георгия Маркова / MR7
Архитекторы уже сходили в Ботанический сад, поговорили с его главным хранителем, прошлись по их оранжерее, обо всем расспросили. Теперь хотят реализовать посадку растений по принципу биогеоценоза. Это система, включающая сообщество живых организмов, связанных между собой круговоротом веществ и потоком энергии. Цветы, травы, небольшие кустарники будут высажены так, как они должны расти в природе, своими группами. Для каждого организуют свое освещение и группы по поливу, которая будут работать в автономном режиме. Так растения будут чувствовать себя гораздо лучше.
— Конечно, в оранжерее и сейчас круто — приходишь туда зимой и это просто подарок. Посидеть поработать в такой атмосфере — одно удовольствие, — признает Анна.
Проект реконструкции Оранжереи. Иллюстрации предоставлены Анной Дельгядо.
Немножко современности и много света
Современности Оранжерее должен добавить свет. По словам Анны, основные изменения произойдут с освещением.
— Свет превратит оранжерею в арт-пространство — нам кажется, это ключевой момент, который сделает пространство немного выставочным залом. История со светом сейчас не отработана совершенно. У меня есть идеи световых инсталляций, которые могли бы работать как постоянное освещение и как временное. Хочется сделать несколько контуров световой игры, — рассказывает архитектор.
Фото Георгия Маркова / MR7
Чтобы понять, чего от оранжереи ждут горожане, на сайте проходит голосование. Вопросы такие, чтобы выяснить аудиторию оранжереи и изменения, к которым эта аудитория готова. Например, нужна ли людям оранжерея ночью? Нужен ли коворкинг? Зачем люди приходят? Что им не нравится?
На данный момент анкету заполнили более тысячи человек. И особенно Станислава радует, что ответы были развернутые — значит, людям не все равно.
Проект реконструкции Оранжереи. Иллюстрации предоставлены Анной Дельгядо.
Главное, на что акцентируют внимание владельцы оранжереи, — она останется оранжереей.
— Многие говорят: «Ну они, наверняка, сделают ресторан». Это чушь полная, — уверяет Станислав. — Ничего такого не будет, потому что мы просто не можем этого сделать. Оранжерея находится под охраной КГИОП и ЮНЕСКО. Функция останется прежней. Оранжерея по-прежнему будет рекреационным центром и станет еще более удобной с точки зрения доступности среды. Все исторические этапы ее развития будут отраженными в проекте так или иначе — я прекрасно понимаю ответственность перед горожанами.
В ходе опроса выяснилось, что многие приходят в кафе в оранжерее, чтобы поработать, поэтому там появится большой стол для коворкинга. А если разрешит КГИОП, то в технической зоне появится скрытый коворкинг.
Проект реконструкции Оранжереи. Иллюстрации предоставлены Анной Дельгядо.
— Голосование показало, что наши горожане готовы к совместному проектированию. Еще несколько лет назад такого не было. Люди готовы и с удовольствием участвуют в этом. Мы думали сделать воркшопы по поводу оранжереи, но из-за коронавируса не смогли это реализовать… Поэтому ограничились опросом, — рассказывает Анна Дельгядо.
Из минусов, которые описывали горожане в опроснике и которые обязательно будут исправлены после ремонта, — пыль, духота, запущенность.
Кафе на антресоли. Фото Георгия Маркова / MR7
— Из положительных моментов, люди говорят, что им классно приходить туда отдыхать, читать книги, встречаться с другими людьми, — рассказывает Станислав Гаврилов. — Ведь у нас по факту в Центральном районе парковых пространств немного.
Анна отмечает, что как-то прочитала текст журналиста Павла Лобкова, который писал, что в Петербурге нет солнца и нужно строить одни оранжереи. В каждом дворе! Тогда и заживем по-человечески.
Анна Дельгядо. Фото Георгия Маркова / MR7
— Я прониклась этой историей — ведь все правильно. Надо нашу оранжерею, хотя бы ту, которая имеется, сделать крутым пространством для города, — говорит архитектор.
Фото Георгия Маркова / MR7
План такой
Сейчас проект реконструкции проходит многочисленные согласования в Комитете по охране памятников. Если все пойдет по плану, то к лету оранжерея закроется на ремонт, а к осени — откроется.
Первым этапом будет заменена старая поликарбонатная крыша. Потом — все внутренности. Главные изменения коснутся растений: будет полностью изменен ландшафт и их расположение. Этим будут заниматься опытные агрономы и ландшафтные архитекторы, исходя из одного правила — чтобы растениям было лучше.
Закончить ремонт надеются к осени.
После ремонта стоимость посещения поднимется, но незначительно, обещают в Оранжерее.
Проект реконструкции Оранжереи. Иллюстрации предоставлены Анной Дельгядо.
Новости об обновлении Оранжереи на Таврической совпали по временим с информацией от администрации города о заключении концессионного соглашения с Фондом поддержки социальных инициатив «Газпрома» о реконструкции и эксплуатации заброшенных теплиц Таврического сада. Несмотря на то, что Оранжерея и теплицы находятся в нескольких метрах друг от друга, это разные объекты, а их реконструкции — разные проекты.
Теплицы, которые город отдал «Газпрому» в аренду на 49 лет, сейчас полуразрушены и заброшены, их петербуржцы никогда не посещали, потому что территория была закрыта.