Ильгар Наджафов 10 января умер от коронавируса в Николаевской больнице. Его госпитализировали сразу, как поднялась температура, делали все что могли, однако спасти Ильгара не удалось. Ему было сорок шесть лет.
Я хочу рассказать о нем, потому что жизнь Ильгара, его судьба — это история о том, как человек обращается с тем единственным даром, что получил — со своей жизнью.
Ильгар родился в Баку в 1974 году. Их было двое братьев-близнецов, но Ильгар из-за врачебной ошибки стал инвалидом. В восьмилетнем возрасте он оказался далеко от родного города — в детском доме-интернате для детей с тяжелыми нарушениями развития № 4 в Павловске. Потом, когда вырос, — в ПНИ № 3 в Старом Петергофе.
Ему повезло — он встретил хороших людей и в детском доме, и в интернате. И тогда уже в детдом и интернат пришли «Перспективы» — благотворительная организация, помогающая людям с тяжелой инвалидностью. Ильгар реализовал свой талант художника — в арт-студии «Перспектив» в ПНИ № 3. Ильгар играл на сцене — в международном проекте «Театр без границ», он ведь и Гамлета играл, да!
Он работал цветными карандашами — его картины выставлялись и на групповых, и на персональных выставках от Музея Анны Ахматовой и галереи «Борей», лофт-проекта «Этажи» и театра «Балтийский дом», от Гете-института до галерей в Берне и немецком Байройте. Ильгар спешил успеть реализовать себя. Несмотря на то, что жил в психоневрологическом интернате. Ему удалось побывать в родном Баку дважды — в 2008 и 2015 году. Он собирался приехать, когда закончится эпидемия.
Ильгар последний год жил не в интернате — в тренировочной квартире «Перспектив» в Старом Петергофе и мечтал о своем доме.
Я собрала в соцсети слова памяти об Ильгаре.
Наталья Петухова работала в арт-студии «Перспектив», а теперь — сотрудница Русского музея и один из авторов проекта «Широта и долгота»:
— Когда я думаю об Ильгаре, я сразу вспоминаю его широкую улыбку, горящие глаза, его целеустремленность, его мечтательность. Не могу поверить, что он больше не позвонит, что с ним нельзя больше погулять по городу, сходить на концерт азербайджанской музыки, которую он любил. Я не успела для него сделать всего, что собиралась, казалось впереди ещё куча времени, ещё вся жизнь впереди. Все так хрупко…
Леонид Цой — психолог, социолог, раньше тоже был сотрудником «Перспектив»:
— Умер Ильгар Наджафов, мой друг и один из самых талантливых художников, которых я знаю. Умер от коронавируса, немногим старше сорока лет. Его картины говорят, что в жизни присутствует некая неустранимая радость и чудо. Ковид забирает больших художников. У него, видно, неплохой вкус.
Елена Шифферс, руководитель проекта «Театр без границ»:
— В одном из первых спектаклей нашей театральной студии — театральной студии «Перспектив» в интернате Ильгар играл Гамлета. В нашем спектакле Гамлет оставался жив, мы позволили себе изменить финал трагедии — это было предложение Ильгара! Гамлет остаётся жить и увлекается театром. «Быть или не быть» для Ильгара был «не вопрос» — быть и двигаться вперёд пусть в инвалидной коляске, но всегда двигаться вперёд!
" Нельзя опускать руки" - любимая фраза Ильгара! Это его послание …
Вспоминает Анна Шарапова:
— Я познакомилась с этим замечательным человеком в 2012 году, когда пришла работать педагогом в ПНИ № 3 (от БОО «Перспективы»). Жить в подавляющей волю системе и при этом сохранить невероятное душевное тепло, стремление к творчеству художественному и театральному — мне казалось тогда фантастикой, что есть такие люди… Ильгар — философ (беседовать с ним — это огромное удовольствие, его голос завораживал, его мысли-рассуждения западали глубоко в сознание), артист, художник…
Он был человеком особых потребностей (в нашей стране говорят — ограниченных возможностей), но рядом с Ильгаром оказались люди, которые вдребезги разгромили миф об ограничениях и помогли ему реализовать многие мечты… А планов было ещё так много… Covid-19 оказался сильнее…
Юля Калаева когда-то тоже жила в ПНИ № 3, благодаря «Перспективам» прошла через тренировочную квартиру и теперь живет самостоятельно в собственной квартире далеко от Петергофа. Юля написала про Ильгара так:
— Ильгар был тем человеком, с которым можно было обсудить все на свете, он умел выслушать, поддержать и оказаться рядом в трудную минуту.
Боль от потери переполняет моё сердце, и эта рана нескоро затянется.
Светлана Мамонова, директор по внешним связям Благотворительной организации «Перспективы»:
— Сегодня, 10 января в 13:00 умер наш Ильгар… Он боролся, боролся, боролся долго, благодаря нашим с вами молитвам. Православных, мусульман, католиков, протестантов, иудеев… Всех…, ведь Бог един. Боролся вопреки множеству хронических сопутствующих, для которых ковид страшен. Но он улетел от нас… В другой мир, в который верил… В загадочный мир, откуда точно легко увидеть его город-мечту под названием Баку.
Проект «Широта и долгота» — проект поиска и поддержки талантливых художников так откликнулся на смерть Ильгара Наджафова:
— Мир потерял большого художника и человека. Приносим соболезнования всем, кто знал и дружил с Ильгаром! А мы будем работать над тем, чтобы сделать каталог работ Ильгара. И выставку в Баку, о которой Ильгар мечтал.
Ильгар ушел, осталась память о нем, его яркие и тонкие картины, его слова о том, что он не хочет «опустить руки и сдаться коридору смерти».