Истории

Вакансии возвращаются, но медленно

На днях, социологи с сайта hh.ru проанализировали рынок труда за первое полугодие и оценили его состояние до, во время и после режима самоизоляции. Что выяснили специалисты? Рынок вакансий упал, особенно в туристической отрасли и сфере услуг, что понятно. Лидерами падения стали Москва и Петербург, что тоже объяснимо. Лидерами роста стали Ленобласть и Северный Кавказ. По отраслям — госсектор.

Что произошло с вакансиями

На начало массовой изоляции из-за эпидемии рынок труда отреагировал уменьшением спроса (количества вакансий). Хуже всего ситуация была в апреле и мае (с учетом того, что май из-за праздников — вообще месяц традиционно низкой активности на рынке).

По сравнению с благополучным «доковидным» февралем общее число вакансий упало на 26%.

С начала июня федеральные и региональные власти начали постепенно снимать карантинные меры, и рынок быстро отреагировал постепенным восстановлением количества вакансий, которое продолжается до сих пор. Ситуация в разных регионах была очень неравномерной. Если в Москве спрос упал сильно — на 56% (в Санкт-Петербурге — на 52%), то в других регионах — в среднем всего на 13%.

Специалисты констатируют:

— С начала июня федеральные и региональные власти начали постепенно снимать карантинные меры, и рынок быстро отреагировал постепенным восстановлением количества вакансий, которое продолжается до сих пор. По состоянию на июнь спрос в России в целом был на 2% меньше, чем в «доковидном» феврале. Во многих регионах спрос не только вернулся к прежнему уровню, но и вырос, а вот рынок труда Москвы и Санкт-Петербурга всё еще в стадии восстановления.

Лидером же по числу новых вакансий, в целом по России, стала Ленинградская область. Рост вакансий в июне, по сравнению с февралем был фантастическим — 187%. Ниже расположился Северо-Кавказ — 92%.

«Ниже нуля», помимо столиц и страны в целом, были Уральский и Сибирский федеральные округа (-6 и — 3% соответственно).

Отрасли, пострадавшие сильнее всего

Больше всего пострадали от пандемии сферы туризма, гостиниц и ресторанов (количество вакансий упало на 78% по сравнению с февралем), спорта, фитнеса и красоты (падение составило 73%), услуг для населения (падение 68%), искусства, развлечений и массмедиа (падение на 64%), маркетинга и рекламы (падение на 54%). Спрос везде постепенно восстанавливается, но с учетом большого падения на это потребуется время.

Однако подобная тенденция отмечалась не везде. Так, спрос не падал, а даже рос в государственном секторе (+237%), среди рабочего персонала (+150%), медицине (+ 12%), а также в строительстве, в торговле продуктами питания.

Как вели себя соискатели

Признаки кризиса на рынке труда — сильное падение количества вакансий одновременно с приростом большого числа новых резюме и откликов на вакансии. Такая ситуация говорит о том, что компании перестали нанимать и стали массово сокращать персонал — поэтому резко вырастает количество кандидатов на открытом рынке, которые пытаются найти работу.

Однако в текущем году такого не произошло. Нехарактерной особенностью «ковидокризиса» стало, по словам аналитиков, не только отсутствие роста активности соискателей, но даже его падение:

— В апреле соискательская активность на сайте упала на 38%. Это очень нетипично для кризисных периодов, если сравнивать с 2008—2009 и 2014−2015 годами. Мы полагаем, это было связано как с объявлением длинного периода нерабочих дней, так и со страхом перед общей неопределенностью — этот кризис в целом был очень нестандартным из-за своей необычной причины (эпидемия), прогнозы на будущее были туманными. Видимо, люди предпочли занять выжидательную позицию, «замереть», боялись менять работу.

После снятия карантинных мер активность соискателей, во многом, восстановилась.

Что происходит с конкуренцией

Для измерения конкуренции организация использует показатель «hh.индекс». Он показывает соотношение количества резюме и вакансий — в целом или в конкретных профобластях, отдельных регионах. Нормальный уровень конкуренции — не выше 6. Это значит, что активных резюме на сайте в шесть раз больше, чем вакансий.

В апреле и мае средний hh. индекс, рассчитанный по всем профессиональным областям и России в целом, повышался до 8 (в Москве и Санкт-Петербурге — до 17), то есть конкуренция выросла. В июне он опустился до показателя 6,6 (в Москве и Санкт-Петербурге — до 12).

Заметнее всего конкуренция повышалась в профобластях:
— Искусство, развлечения, массмедиа — на 6 пунктов (в июне hh. индекс в этой сфере составил 15,6);
— Туризм, гостиницы и рестораны — на 4 пункта (в июне был равен 8,4);
— Административный персонал (которые во время массовой изоляции закрылись) — на 3,5 пункта (в июне индекс составлял 11,7);
— Маркетинг, реклама, PR — на 2,5 пункта (в июне опустился до 6,7).

Самая высокая конкуренция в июне сложилась в сферах:
— Искусство, развлечения, массмедиа — hh. индекс 15,6;
— Высший менеджмент — hh. индекс 14,9;
— Начало карьеры, студенты — 13,2;
— Административный персонал — 11,7;
— Юристы — 9,8;
— Бухгалтерия, финансы предприятия — hh. индекс 8,9.

Сфера искусства, развлечений и массмедиа, а также административный персонал еще не пришли в себя после весеннего кризиса (даже не все офисы снова открылись), а что касается остальных профобластей, то для них высокая конкуренция была характерна всегда.

Среди опрошенных работодателей, на вопрос: изменился ли у них процесс оценки кандидатов в связи с массовым переходом на удаленный формат работы, выяснилось, что в большинстве случаев (54%) никаких изменений не произошло. При этом:
— Стали больше проверять знания и навыки — 17% опрошенных;
— Раньше проверяли всё на месте, теперь стали проверять с помощью онлайн-тестов и заданий — 15% опрошенных.

Отметим, в Петербурге защитой интересов предпринимателей занимается Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе и Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Фонд также является оператором национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В 2019 году в Петербурге в рамках реализации национального проекта начал свою работу Центр «Мой бизнес» (https://fond-msp.ru/). Задачей Центра является увеличение количества предпринимателей в городе и создание для них комфортных условий работы.

share
print