Карантин закончился для всех, кроме детей-сирот — их фактически заперли за заборами сиротских учреждений до 1 января 2021 года в результате вышедшего 30 июня постановления главного санитарного врача России Анны Поповой.
В документе говорится буквально следующее: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» запрещает посещение социальной организации для детей с круглосуточным пребыванием лицами, не связанными с ее деятельностью, на период действия указанного Постановления (до 1 января 2021 года)".
Лада Уварова, президент благотворительного фонда «Дети ждут» по этому поводу выразилась предельно кратко — «особый режим хранения детей».
Ну да, а что? Карантина у нас фактически нет, сотрудники сиротских учреждений ежедневно ездят из дому на работу и обратно. Да и мы сами больше не сидим в четырех стенах. Но сирот решено запереть.
«Карантин фактически закончился для всех. Кроме детей-сирот. Пока вы свободно гуляете по паркам и ждёте, когда откроют авиасообщение с зарубежными курортами, для детей, которые живут в детских домах, изменилось все. С февраля в учреждения в гости к детям перестали пускать волонтеров и родственников и друзей… Практически остановилось семейное устройство, и нам стоило огромных трудов убедить ведомства возобновить семейное устройство, включая временное гостевое со всеми мерами профилактики. И вот новый документ снова запирает двери учреждений. Куда при этом спокойно каждый день ходят сотрудники. Но опять, ни волонтеров, ни родственников, ни даже приемных родителей начинают не пускать никуда, ссылаясь на постановление главного санитарного врача. Детей заперли в полной изоляции от внешнего мира. Они живут так уже полгода и их хотят запереть ещё на год. Почему для всего остального нашего общества полной изоляции нет? Почему вместо мер предосторожности и вообще-то логичного вывода, что коллективные формы проживания оказались самыми опасными и надо срочно закрывать эти огромные учреждения, передавая детей в семьи и разукрупненные маленькие учреждения, государство просто решило запереть их, изолировав от мира и жизни ещё на год. Кому вообще такое могло прийти в голову?» — комментирует ситуацию Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Ассоциация некоммерческих организаций «Все вместе» обратилась к главному санитарному врачу с просьбой дать разъяснения о том, что деятельность НКО связана с деятельностью организаций для детей-сирот, разъяснить порядок посещения таких организаций сотрудниками и волонтерами НКО, порядок знакомства с потенциальными замещающими родителями и устройства детей в замещающие семьи, а также порядок организации выездов детей из учреждений.
Защита безопасности в текущей ситуации не должна останавливать саму жизнь, тем более у детей. Их развитие происходит каждую минуту, его нельзя отложить на потом. Для детей важно все, что с ними происходит, но люди и отношения с ними, важнее предметного мира.
О домашних детях заботятся их родители, интересы детей-сирот должны защитить взрослые из разных ведомств и организаций, на основе всей мудрости и ресурсов, которыми они обладают. В декларации о правах ребёнка сказано, что человечество должно дать детям лучшее, что у него есть. К обращению Ассоциации присоединились 28 некоммерческих организаций из самых разных регионов России.