С каждым днем власти Ленинградской области и Санкт-Петербурга все больше ужесточают требования к пребыванию в общественных местах. Полосатыми лентами и грозными объявлениями отмечено уже почти всё. К самоизоляции призывают из каждого утюга. Это наше главное оружие в борьбе с заражениями. Но тут возникает один существенный момент. И это как раз про «сидим дома».
Дело в том, что вентиляция в большинстве домов советской и постсоветской постройки устроена удивительно простым образом. Считается, что свежий воздух проникает в нашу квартиру через некие отверстия (специальные и неспециальные), а потом, нагревшись, устремляется, к вентиляционным решеткам. После чего попадает, скажем так, в магистральный канал, и точно так же, по законам физики, выходит на крышу через вентиляционную шахту.
То есть по идее проектировщиков, «отработанный» на первом этаже воздух естественным путем доходит до пятого/девятого этажа, а затем — в атмосферу.
На практике эта схема работает слабенько. В чем большинство из нас регулярно убеждаются. Когда, например, наш сосед курит (жарит, красит, штробит
Иногда порывом ветра сверху что-то задует. Иногда просто той самой «естественной тяги» не хватает и, поднявшись было на пару этажей, ваш выдох вновь спускается. Так или иначе в вентиляционных шахтах формируется теплая влажная среда предельно концентрированных бытовых испарений.
Проблема эта общепризнана и решить ее давно пытаются при помощи различных систем принудительной вентиляции, рекупирации
Можно, конечно, активно проветривать, но тут тоже есть свои нюансы. Ровно также потоки воздуха разделяются на теплый и холодный. Свежий холодный воздух опускается на пол, теплый «отработанный» как бы должен выходить наружу, но, во-первых, он перестает «подпирать давление» в вентиляционной шахте и вы, как бы всасываете уже общий отработанный воздух.
Возникает множество нюансов, но их можно обсудить на строительных форумах. Главное — вспоминаем школьную программу и опыт со свечками: куда пламя — туда и ветер. А если пламя вообще не колышется? Поздравляю вас — у вас забита шахта. И тогда в нее вообще ничего не уходит. Просто вдыхаете свои же и чужие выдохи (поскольку жилой дом — не подводная лодка и герметичного в нем только вакуумные контейнеры для хранения продуктов).
Ровно также действует мусоропровод. Теоретически теплый воздух поднимается вверх до выхода вентиляции на крышу, но на практике случаются некоторые эксцессы, с которыми все мы сталкивались. Открываешь крышку, а тебе в лицо — чужие порванные документы, луковая шелуха и прочие прелести. Это то, что мы видим.
Но по трубе летает гораздо больше того, что мы не видим. В нынешней обстановке — это те капельки выдохов, которые скопились на внутренней поверхности выброшенных в мусор масок.
Я не знаю, как действует короновирус, как и большинство специалистов, выступающих сейчас в СМИ (иначе не советовали бы защищаться от него марлевыми повязками). Но даже не в нем дело. Другие микроорганизмы не ушли на каникулы и не изолировались. Для них всех замкнутая влажная теплая среда — идеальный вариант. А тут еще на выбор — до четырех человек на 33 квадратных метрах. Пришел, увидел, победил.
Что же делать? А у меня нет ответов. Я не эпидемиолог, не сотрудник МЧС и не представитель власти. Это им нужно думать. Мы им платим деньги. За то, чтобы когда настанет необходимость, они применили свои знания, навыки и полномочия для решения возникших проблем.
Вот и возникла проблема, а в качестве решения нам предлагают не выходить из комнаты, не совершать ошибок.
Да! Еще очень часто мыть руки и обувь. Ну и повязку из марли, молитву и телевизионные передачи про то, как наши доблестные эпидемиологи спасают жителей пострадавших стран. На днях сотрудник скорой помощи на условиях анонимности сообщил о росте заболеваемости «обыкновенными» ОРВИ. Ну чему тут удивляться. Мы-то самоизолируемся, а «они» — нет.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала