Уходящий 2019 год обозначил новый тренд в развитии Петербурга. Он заключается в копировании московских практик практически во всех сферах городской жизни. Начиная от выборов и заканчивая новациями в хозяйственной сфере. В фарватере Москвы намерен плыть новоизбранный губернатор Петербурга Александр Беглов. Вопрос в том, хватит ли федеральных денег на два города сразу. Об этом размышляет главный редактор MR7.ru в канун Нового 2020 года.
Начнем с выборов
В 2018 году в Москве избирался на новый срок мэр Сергей Собянин. Судя по составу кандидатов, было решено не ставить больше рисковых экспериментов. В памяти свежо было участие в выборах 2013 года Алексея Навального с его триумфальной третью голосов избирателей при отсутствии доступа к телевизору. Именно тогда в политический обиход вошли «кубы Навального», которые потом как средство агитации стали использовать все партии. В том числе и «Единая Россия».
В 2018 году Собянину противостояли тщательно отобранные кандидаты. КПРФ выдвинуло серенького Вадима Кумина, от ЛДПР шел молодой Михаил Дегтярёв, «Справедливую Россию» представлял неизвестный Илья Свиридов. Пятым пристегнули непонятного Михаила Балакина.
Новшеством московских выборов стало создание избирательных участков в Московский, Тульской, Калужской и Владимирской областях. Причем на дачах москвичи удивили своей активностью. Она была вдвое выше, чем в городе и результат Сергея Собянина там был почти стопроцентным.
Штаб кандидата в губернаторы Петербурга Александра Беглова в полной мере воспринял опыт выборов московского мэра. Среди кандидатов в губернаторы были только те, кто даже гипотетически не мог победить Беглова. Это депутат законодательного собрания и племянница лидера «Справедливой России» Сергея Миронова Надежда Тихонова, бывший член партии «Яблоко» Михаил Амосов и 73-летний депутат Госдумы от КПРФ Владимир Бортко, который за неделю до дня голосования снял свою кандидатуру, так как в штабе Беглова опасались выхода во второй тур с Бортко с непредсказуемым результатом впоследствии.
Скопировали в штабе Беглова и историю с голосованием на дачах. Избирательные участки были созданы в Псковской и Ленинградской областях, но желаемого эффекта в виде массового голосования за Беглова не получилось из-за вмешательства главы ЦИК Эллы Памфиловой, которая противостояла массовой регистрации фейковых избирателей за пределами Петербурга.
После «стерилизации» кандидатов, победа Александра Беглова была обеспечена. При официальной итоговой явке избирателей в 30%, одной из самых низких в истории Петербурга. Но главное, что довольна Москва, — с первого раза избран кандидат, выдвинутый президентом РФ Владимиром Путиным, а значит, что все остальное не важно.
Городское хозяйство
Здесь к помощи Москвы пришлось прибегнуть сразу после снежной и провальной зимы. В первую зиму Александра Беглова в Петербурге выпало много снега, а убирать его оказалось некому и нечем. Весной на улицах Петербурга появились уборочные машины с гербом Москвы в виде св. Георгия Победоносца на бортах и с надписями «Мосдормаш». Москвичи в рамках братской помощи помогали отмывать Петербург от зимней грязи.
Скорее всего, именно тогда в Смольном было принято решение о тотальном копировании московских практик управления городским хозяйством.
Тем более, что и Петербург и Москва являются городами федерального значения, с централизованной системой управления городами.
После этого, что ни идея, которую высказывал Александр Беглов, то прямая параллель с Москвой.
Тучков Буян
В апреле 2019 года во время визита в Петербург президент Владимир Путин поддержал идею создания парка в районе проспекта Добролюбова, где ранее на месте института прикладной химии планировали построить квартал для Верховного суда РФ.
По словам президента, новый парк на берегу Невы может стать лучше московского «Зарядья». Путин отметил, что посетителям будут открываться виды, «достойные мировых столиц».
То есть московский парк, весьма спорный по качеству исполнения и наполнения, должен стать эталоном для Петербурга.
Как и централизация предприятий, ответственных за уборку города. Считается, что в Москве нет такой неразберихи в уборке, так как основные силы сосредоточены в «одних руках» на предприятии «Мосдормаш».
Та же история и с Метростроем. Еще в конце 2018 года, когда было остановлено строительство Фрунзенского радиуса, в Смольном заговорили о том, что готовы пригласить метростроителей из Москвы. Но тут идея натолкнулась на сложности со строительством метро в Петербурге. Поэтому решили просто забрать ОАО «Метрострой» в государственные руки. Окончательно это решение будет оформлено весной 2020 года.
Транспортная реформа
Общественный транспорт Петербурга должен измениться до неузнаваемости с 15 июля 2020 года. В этот день с городских улиц должны исчезнуть около четырех тысяч маршруток, а новый куратор транспортной отрасли Петербурга вице-губернатор Максим Соколов заговорил о введении единого тарифа на все виды транспорта, как это сделано в Москве. Там транспортная реформа заключалась в ликвидации маршруток и создании новой маршрутной сетки общественного транспорта.
Пока не понятно, сколько точно городские власти истратят на первый этап реформы, 11 или 14 млрд рублей и сколько всего денег на нее понадобится. Ведь нужно создать сотни новых разворотных колец и остановочных комплексов, закупить тысячи новых автобусов и решить, что будет со старыми маршрутками, которые сойдут с линий. Посмотрим, как московский опыт приживётся на петербургской почве в 2020 году.
Восточный скоростной диаметр
«Идеей фикс» Александра Беглова стало будущее строительство широтной скоростной магистрали. Она должна пройти от Западного скоростного диаметра в Московском районе, до КАД в Красногвардейском районе. Дорогу планируют строить в частно-государственном партнёрстве с компанией «Магистраль северной столицы», имеющей опыт строительства ЗСД. И продолжающей активно вытягивать деньги из карманов петербуржцев, даже после завершения строительства магистрали.
Подобные магистрали строятся в Москве для расшивки города от пробок. Петербургский проект будет сложно реализовать без дотаций из федерального бюджета. Его первоначальная стоимость — 156 млрд рублей. Поэтому Александр Беглов еще в мае попросил на его реализацию денег в премьера Дмитрия Медведева.
Проект будут реализовывать несмотря на многочисленные протесты жителей Невского и Красногвардейского района, не желающих видеть автомагистраль под окнами своих домов. Но как и в Москве, где власти не привыкли считаться с мнением налогоплательщиков, в Петербурге теперь внешнее управление, а такие менеджеры, как Александр Беглов, будут в первую очередь оглядываться на начальство в Кремле, а не на петербуржцев.
Инфраструктура ценою в 440 миллиардов
В мае 2019 года тогда еще временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов обратился в письме к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать 17 инфраструктурных объектов Петербурга стоимостью 440 млрд рублей.
Самый дорогой объект в списке Беглова — пассажирское железнодорожное кольцо внутри Петербурга, которое планируют построить по аналогии с Московским центральным кольцом. Врио губернатора оценил его в 170 млрд рублей. Ориентировочная стоимость магистрали названа впервые.
Помимо этого, в письме указана Широтная магистраль, или Восточный скоростной диаметр, за 156 млрд рублей, юго-западный железнодорожный обход Петербурга за 52,2 млрд, транспортно-логистический центр «Бронка» за 12,3 млрд, реконструкция Московского шоссе за 7 млрд, первый этап Южной широтной магистрали за 6 млрд рублей и другие объекты.
Беглов просил внести указанные проекты в федеральный комплексный план развития магистральной инфраструктуры, все проекты которого должны реализовать до конца 2024 года. Строительство таких объектов предусматривает софинансирование из федерального бюджета.
Вынесет ли Боливар двоих?
Мы видим, что Александр Беглов делает ставку на реализацию больших инфраструктурных проектов в транспортной сфере. Знаком того, что эти проекты планируется активно продвигать в Москве, стало назначение на пост вице-губернатора Петербурга бывшего министра транспорта Максима Соколова. Считается, что у него есть есть возможность проталкивать эти проекты в Москве и получать на них финансирование.
Калька с Москвы, похорошевшей в последние годы при Сергее Собянине, и статус Петербурга как родного города Владимира Путина, по мнению петербургских властей, гарантирует финансирование из федерального бюджета. Считается, что «мы попросим, а Москва даст». Мы же воспринимаем ее опыт.
Другое дело, что проекты эти дорогие, а Москва не собирается останавливаться на достигнутом и тоже планирует развиваться. Поэтому вынесет ли двоих Боливар — это большой вопрос в условиях затяжного экономического кризиса в России.
Ну, а федеральная власть. Она ведь живёт в Москве. Видит плоды работы Сергея Собянина, в Россию выезжает исключительно с официальными визитами и видит только то, что ей там показывают.
Поэтому, если перед ней встанет выбор, кому дать, то задумываться она не будет и деньги получит красавица Москва.
Петербург же рискует плестись в хвосте у столицы. Вместо того, чтобы воспринимать опыт городского хозяйства соседних стран Балтии, Александр Беглов говорит про Петербург, граничащий со странами НАТО, а вместо комитета по взаимодействию со странами Балтийского моря, в Смольном будет прозябать «арктический» вице-губернатор.