Скандал с новым Call of Duty: Modern Warfare 2019 года сложно переоценить. Корпорация Sony по собственной инициативе отказалась продавать игру в России. Вероятно, японская компания опасается реакции российских властей, которые очень остро реагируют на бурные американские фантазии.
Дисковые версии игры для компьютеров, XBOX One и Playstation 4 также не продаются в нашей стране.
Дело в том, что в оригинальной Modern Warfare, вышедшей в ноябре 2007 года, власть в стране пытается захватить кавказский ультранационалист Имран Захаев. Он устраивает в России гражданскую войну, чтобы возродить Советский Союз. Естественно, бравые американские силы мешают подобным планам и восстанавливают справедливость.
Нужно признать, после выхода игры даже российские геймеры разделились на две воинствующие группы. Первые заявляли, что нужно запретить игру, так как она является пропагандистской и принижает величие нации.
Вторые с иронией относились к подобным заявлениям и подчеркивали, что вволю посмеялись, проходя сюжетную кампанию. Реакции властей на игру не последовало. Громкие заявления случились только после выхода второй части серии, где создатели Call of Duty в лице компании Infinity Ward пошли еще дальше.
В игре была миссия «Ни слова по-русски», где террористы расстреливают мирных российских жителей в вымышленном московском аэропорту. Причем управляемый игроком персонаж — агент под прикрытием — находится в числе террористов. Уровень можно было пройти, никого не убив, однако сама постановка вопроса была провокационной.
Позже разработчики признались, что никого не хотели оскорбить. По словам сценариста Джесса Стерна, «несмотря на неприятную тему, люди испытывают инстинктивное любопытство, желание знать, что испытывает человек, находящийся в подобных обстоятельствах».
В качестве примера он привел документальные фильмы о террористических атаках в Мумбаи в 2008 году и массовом убийстве в школе «Колумбайн» в 1999 году. По мнению сценариста, такие преступления совершают люди, и на это нельзя закрывать глаза. Он подчеркнул, что решение поместить игрока так близко к сцене чудовищного преступления было принято для того, чтобы игроки задумались над происходящим в обществе.
В Госдуме в этот момент думали совсем о другом. Депутат Валерий Селезнев посчитал миссию «пропагандой экстремизма и насилия», после чего предложил внести игру в Федеральный список экстремистских материалов. В частности, он описал парламентариям события этой миссии, подчеркнув, что геймер может безнаказанно убивать пассажиров аэропорта и сотрудников спецназа ФСБ.
Селезнев рассказал, что узнал о Call of Duty: Modern Warfare 2 от сына. В феврале 2010 года он опубликовал открытое письмо, где сравнивал продажу игры с торговлей наркотиками и распространением порнографии. Депутат призывал «изъять» полученные дистрибьютором (в данном случае это была компания 1С. — Прим. ред.) в пользу государства.
В ответ на обвинения компания-дистрибьютор назвала претензии депутата абсурдными, отметив, что игра не про терроризм, а о борьбе с ним. В 1С подчеркнули, что новая часть Call of Duty рассчитана на взрослую аудиторию и никак не нарушает законодательство.
В компании выразили недоумение, каким образом сын Селезнева получил доступ к уровню игры, если он отсутствовал в официальной русской версии шутера (вот здесь издатель игры в России перестраховался по уму, вырезав скандальную миссию. — Прим. ред.) и мог присутствовать только в «пиратском» варианте.
Кроме того, 1С очень серьезно подошли к вопросу. Помимо ответных обвинений, компания предоставила заключение специалистов Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики, в котором говорилось, что в игре нет призывов к экстремизму и терроризму. На этом конфликт был исчерпан.
Обсуждение третьей части серии, вышедшей в ноябре 2011 года, я предлагаю опустить. Да, сюжет завершал события первых двух Modern Warfare, где рассказывалось о противостоянии российских террористов и международных спецслужб, однако на этот раз разработчики не припасли ничего такого, чтобы впоследствии можно было «раздуть из мухи слона».
Тем не менее спустя восемь лет, Infinity Ward вернулась к истокам. В новом перезапуске серии (считайте, что это абсолютно новая игра на тему современной войны с некоторыми старыми персонажами.— Прим. ред.) команда разработчиков спровоцировала новый скандал. Изначально они говорили, что собираются аллегорически показать сирийский и украинский конфликты.
Подчеркивалось, что противоборствующие стороны не будут показываться как хорошие или плохие.
Тем не менее по сюжету, Россия вторгается в Узрикстан (Сирия на языке разработчиков.— Прим. ред.), развернув политику террора в отношении местного населения. Уже одного этого факта хватило, чтобы понять, что новый конфликт с властями неминуем.
Первый трейлер лишь подтвердил опасения. На кадрах самолет, напоминающий Су-25, бомбил некий населенный пункт, сразу же за этим были показаны сотрудники действующей в Сирии организации «Белые каски», извлекающие раненых из-под обломков.
В российском канале RT Today немедленно прокомментировали видео, подчеркнув, что американские разработчики вновь показывают русских злодеями, несмотря на то, что объединение «Белые каски» связано с террористами и занимается постановкой химатак в сирийских городах.
После резких комментариев в компании Sony (новую часть знаменитой серии можно было предзаказать в онлайн-магазине PlayStation Store) решили действовать решительно и бескомпромиссно.
Они отменили все предзаказы и несколько дней назад, 23 октября, окончательно и бесповоротно заявили, что Call of Duty: Modern Warfare (2019) продаваться в нашей стране не будет. Ни в каком виде.
Главные конкуренты Sony в лице американской корпорациии Microsoft не пустились в игры с самоцензурой и выпустили на рынок версии для XONE и персональных компьютеров (игру можно приобрести в электронном виде, на дисках в магазинах найти новый Call of Duty невозможно).
Тем не менее мы никогда наверняка не узнаем о том, почему Sony и Microsoft поступили именно так, как поступили. Есть версии, что японская корпорация также хотела выпустить игру в цифровых магазинах, однако у нее случился конфликт с издателем игры — компанией Activision.
Впрочем, волнует нас не это, а реакция властей на новый Call of Duty. Наверняка кто-нибудь из парламентариев/сенаторов наверняка доберется до «антироссийской» игры, однако в данной ситуации Sony наверняка найдет, чем ответить.
Впрочем, с другой стороны, такая позиция платформодержателя выглядит неадекватной по отношению к российскому покупателю, которого лишили ожидаемой игры. И если японцы продолжат самоцензурироваться в связи с вероятными политическими последствиями, то практически наверняка лишатся той части российской аудитории, которая не делит настоящий мир на черное/белое и не ищет в вымышленном намеки на оскорбление нации.