Страшная авария на Обводном канале с участием брендированной машины «Яндекс. Такси» унесшая жизни двух молодых людей и искалечившая третью пассажирку вызвала широкий общественный резонанс и новые споры о старом. Корреспондент MR7 поговорил с опытными таксистами и выяснил, как обстоят дела на этом рынке сейчас.
Резонансные аварии случаются в Петербурге и Москве несколько раз в год, они, как правило, вызывают шквал агрессивных комментариев в адрес водителей, особенно, если водитель оказывается уроженцем республик Средней Азии и Северного Кавказа, но через какое-то время про ДТП забывают, агрегаторами продолжают пользоваться, потому что дешево, а жертвы остаются один на один с травмами или судами.
В прошлом году серьезная авария с участием Яндекс-такси произошла в Москве во время ЧМ по футболу — таксист — уроженец Киргизии, не спавший до этого двое суток, отключился в пробке на Ильинке — в результате непроизвольно нажал ногой на газ и въехал в пешеходов.
Травмы получили семь человек, среди них трое мексиканцев — «Яндекс» пообещал компенсации пострадавшим на лечение. Конфликт быстренько замяли — он как-то не укладывался в историю всеобщего футбольного веселья. Что с пострадавшими и с компенсациями, осталось за кадром.
Последняя авария с Яндекс-такси в Петербурге произошла в 4 часа утра на пустынной набережной Обводного канала. Водитель — уроженец Узбекистана, работавший в такси даже без водительского удостоверения, мчался на высокой скорости, и, видя поворачивающий налево по широкой дуге контейнеровоз, не притормозил, решив, что проскочит. Не проскочил — видимо, не хватило водительского опыта, чтобы предугадать габариты машины и вынос поворачивающего тягача.
В результате правый бок его Skoda Rapid вместе с двумя пассажирами буквально разрезало краем выступающей балки грузовика. Видео с камеры наружного наблюдения попало в соцсети и быстро разошлось по пабликам, вызвав бурные обсуждения диванных экспертов в комментариях.
Подробности аварии, которые стали известны позже, шокировали еще больше — оказалось, что за рулем находился не сам водитель такси, закрепленный за этой машиной, а другой человек. После ДТП 23-летний виновник аварии пытался сбежать, но его задержали.
Водитель тягача тоже не без греха — был немного пьян — понимая, что по факту, в трагедии он не виноват, он скрылся с места ДТП — теперь ему грозит уголовное дело и реальный срок за оставление места аварии.
Выжившая 19-летняя девушка находится в реанимации. У нее открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, открытый переломом свода черепа, перелом основания черепа.
В «Яндекс. Такси» отреагировали на трагедию спокойно, сообщив, что виновник трагедии — некий безымянный таксопарк, его в наказание отключили от системы, а пострадавшим выплатят компенсации в 2 млн рублей. Речь идет о страховании жизни пассажиров перевозчиками — эти деньги выплатит семьям погибших страховая компания.
На уточняющие вопросы о том, в каком таксопарке работал водитель, как его зовут, пресс-служба «Яндекс. Такси» не отвечает. Поэтому мы обратились к другим участникам рынка — водителям такси, работающим в этой сфере более 15 лет, и попросили их рассказать, какие процессы сейчас происходят на рынке перевозчиков.
Профессия таксиста обесценилась
«Все агрегаторы, которые работают на рынке РФ — они никакого отношения к такси не имеют. Они говорят: мы предоставляем вам возможность заказать через нас машину такси, но то, что там будет сидеть водитель такси — профессионал — они этого не говорят никогда, — говорит Дмитрий Жидков, председатель профсоюза независимого такси в Петербурге. — У них нет ни разрешения на работу, ни лицензии, — просто бизнес зарабатывает на этих людях деньги. Ни о какой безопасности, ответственности речи не идет. Посмотрите отчетность Яндекса за прошлый год — на 400% прибыль „Яндекс. Такси“ увеличилась. За счет людей, которые гибнут на дорогах».
Руслан Харасов, автор YouTube-канала «Союз таксистов», считает, что причиной роста числа аварий с машинами такси стал отток профессионалов из сферы. Связано это с упавшими тарифами, а вместе с ними и заработками таксистов.
«На безопасность влияет как ни странно цена за проезд. Когда водительский доход будет адекватным, тогда профессионалы вернутся в профессию. Все профессионалы ушли либо в дальнобойщики, либо в автобусные перевозки, либо в более высокий класс — бизнес, вип, комфорт плюс. А аварии случаются в основном в классе эконом. И, как правило, это агрегаторы, — говорит Руслан Харасов. — Сам принцип работы агрегатора неплохой, но когда он начал устанавливать цены в борьбе за пассажира, роняя ценник ниже некуда, — тогда-то профессионалы и начали уходить из этой сферы».
Когда не было агрегаторов, водителей нанимали на работу таксомоторные парки. Они же и формировали тариф, контролировали водителя, работали с путевыми листами, следили за машинами. Таких таксомоторных парков в Петербурге остались считанные единицы. Рынок захватили крупные агрегаторы — Везет, Uber, Yandex. Последние в прошлом году объединились. Идет разговор о слиянии с такси «Везет».
«У таксопарков цены чуть выше, чем у агрегаторов, но там есть некая ответственность — пассажир платит за свою безопасность — водителя нанимают на работу, у него есть должностные инструкции», — говорит Руслан. — Когда в 2005 году я устраивался работать в такси, то процедура была такая: до всяких тестов давали бумагу, с которой ты шел в полк ГИБДД, где меня проверяли на штрафы и лишения, и ставили отметку. Только после этого с тобой начинают разговаривать, проверять документы. Затем выходишь на площадку, садишься в машину с бригадиром и ездишь на линии, она называет адреса и смотрит, как ты ориентируешься в городе и как ты водишь. Только после этого оформляют на работу. При этом каждый день сдача и выдача путевых листов, ежедневный осмотр машины механиком, меняется сезон — проверяют резину. Сейчас никто это не проверяет!
Сейчас я могу, условно говоря, на автомобиле без документов, с левыми правами, на лысой резине заниматься перевозками, и если произойдет что-то экстраординарное — не дай бог будет авария — вина будет на мне и отвечать буду только я. Зато у агрегаторов тариф низкий — пассажиру нравится".
Агрегатор — такси или не такси?
Возвращаясь к недавней трагедии на набережной Обводного канала Руслан Харасов считает, что «Яндекс. Такси» говорит неправду, заявляя, что за рулем был не их водитель, и что отвечает за все некий таксопарк. «Яндекс открестился, но это полная ложь. Водитель имел доступ к приложению, к заказу, а значит, это их водитель. Да, он у них официально не устроен, но он работал у них на брендированной машине, и он принял заказ. Второе нарушение — водитель был без разрешения на таксомоторную деятельность. Как „Яндекс“ допустил это, если автомобиль брендирован? Этот автомобиль уже давно работал в такси — у него страховой полис „без ограничений“, такой полис приобретается на парковые автомобили, в которых постоянно меняются водители».
По словам Руслана, ситуация, когда машина числится за одним, а ездит другой, когда права у водителя либо отсутствуют, либо просрочены, либо водитель вообще был их лишен, но работает в такси — распространенная для тех водителей, которые устраиваются через системы агрегаторов. Это связано с отсутствием каких-либо требований, предъявляемых к таксистам. Все, что от них нужно — наличие трехлетнего стажа вождения по документам. Водил ли ты все эти три года — никто не проверяет. Данные водительского удостоверения необходимо отправить в компанию по почте или WhatsApp.
«Я разговаривал с руководством „Яндекса“, — говорит Руслан. — И они сами неоднократно заявляли — они проверяют водителя только в момент регистрации. А то, что он потом мог быть лишен прав за пьянку, за грубое нарушение, — это уже никто не проверяет — у них и возможности такой нет, потому что сделать это может только сотрудник МВД, а взаимодействия с ними у агрегатора нет».
В случае, который произошел на Обводном, по мнению Руслана Харасова обвинят скорее всего водителя, который управлял автомобилем. А агрегатор снова выйдет из воды сухим.
«И это будет постоянно так, если не будут внесены изменения в законодательство, которые пропишут ответственность агрегатора за водителя», — считает Руслан.
Легкий доступ к профессии
По мнению экспертов, сама профессия водителя такси обесценилась, благодаря легкому доступу к ней непрофессионалов.
«Все, у кого есть права, кого вчера уволили, а кредит платить надо или семью кормить надо, спокойно садятся за руль и начинают работать. Квалификация водителей низкая» , — говорит Руслан.
«Я позвонила в „Яндекс. Такси“, когда после декрета искала работу. Скинула им в месенджер номер прав и все, на следующий день они пригласили меня в гараж», — рассказывает Алена, водитель «Яндекс. Такси».
По ее словам, водители-иностранцы, пользующиеся тем же приложением, часто сначала оформляют машину на себя, а потом передают ее другим.
Дмитрий Жидков, председатель независимого профсоюза водителей такси в Петербурге, рассказывает случай: «Получаю заказ — девушка 23 года. Мы разговорились, и я понимаю, что она едет устраиваться в «Трезвый водитель».
Я спрашиваю: что привело тебя в нашу сферу деятельности? А она отвечает: вы понимаете, я решила машину брать в кредит, а за рулем ни дня не сидела — решила пойти поработать и подучиться?! Вы понимаете, какие водители могут вас возить?" — обращается он к сообществу пассажиров.
По словам Жидкова, в июле он участвовал вместе с прокуратурой в рейде на Московском проспекте — останавливали только такси. «Из 400 машин, только около 50−60 были без грубых нарушений. Мелочи мы не рассматривали — только нарушения на лишение прав. Порядка 40 человек — вообще без прав. И это не узбеки! Одного такого пробивают по компьютеру, а у него машина вся разрисована в такси — россиянин, прав нет.
«Родной, как ты работаешь в такси, тебе права никогда не выдавались?!» А он отвечает: «Ну я же ездить умею!»
И это повсеместно. Водителей никто не контролирует в принципе. Вы можете удаленно сесть и подключиться к любому агрегатору, не показывая ни машину, ни свое лицо, назваться другим именем, продиктовать мифические права или права мамы, папы, бабушки или соседки — никто не может вас отследить и проверять вас никто не будет".
Дмитрий Жидков уверен, что садиться пассажиром в машины, работающие с агрегаторами типа Uber или Yandex, опасно для жизни. «Если вы все-таки сели и вас не ограбили — вы должны быть счастливы. За те деньги, которые там платят, там могут работать только неадекватные люди».
Чудом осталась жива
Москвичка Елена Гращенкова не пользуется «Яндекс. Такси» с 2016 года, когда по вине водителя чудом выжила в жуткой аварии: «Я приехала на вокзал и вызвала через приложение такси. К тому моменту я пользовалась приложением Yandex уже полгода и была уверена, что вызываю такси под названием «Яндекс». Мы провели в дороге минут 15, как вдруг с водителем начало происходить что-то непонятное: он замер, остекленел, с широко раскрытыми глазами уставился перед собой сквозь пространство. Скорость была 70 км в час — он не рулил, не нажимал на педали, никак не реагировал. Я вижу — машина летит куда-то с центра дороги, закричала:
«Вы что, паркуетесь?» И все — свет для меня погас".
Потом я узнала, что машина правой стороной, где я сидела, снесла три препятствия — бордюр, дерево повалила, фонарный столб. Я выжила чудом". Потом была реанимация, вероятность остаться инвалидом на всю жизнь, потому что бесплатная клиника отказалась оперировать раздробленный плечевой сустав. Но Елена нашла платную, где ей провели уникальную и дорогую операцию, после которой через 2 года реабилитации, она снова смогла поднимать и опускать руку. Однако полностью подвижность вернуть не удалось.
Елена решила судиться с агрегатором. Суды длились два года. На адвоката ушло около 700 тысяч рублей. На лечение — почти столько же. Суд выиграли, но компенсацию назначили в 1 млн 200 тысяч рублей, из которых 500 000 — от страховой компании, 300 000 — от «Яндекса», 400 000 должен выплатить водитель.
Елена доказала вину агрегатора, ссылаясь на закон о защите прав потребителя. Хотя «Яндекс. Такси» пытался доказать, что к такси не имеет никакого отношения. Они позиционируют свой бизнес как продажу данных пассажиров: «То есть я думаю, что я клиент, а они говорят: ты товар. Они продают пассажиров, потому что для них пассажир — это данные, которыми они торгуют, получая за это 20−25% с каждой поездки».
Елена продемонстрировала суду рекламу «Яндекс. Такси», где они предлагают поездку за минимальный тариф, фото машины, на которой написано «Яндекс. Такси», и на допросе водитель заявил, что является сотрудником «Яндекса». Это стало решающим фактором для судьи.
«После нашего процесса агрегатор стал писать на заднем стекле автомобилей мелким шрифтом о том, что „Яндекс“ не оказывает услуг перевозки, также они сняли наклейки про цены, но на самых заметных дверях по-прежнему написано „Яндекс. Такси“ и их телефон и этого достаточно, чтобы доказать, что это такси» — говорит Елена.
После пережитого опыта Елена Гращенковаа стала правозащитником в сфере легкового такси общественного движения «Синие ведерки», она консультирует других пострадавших, помогая им оформлять исковые заявления, и борется за права пассажиров, следя за изменениями в сфере законодательства.
«После аварии я сама разобралась в этой проблеме, стала правозащитником, прошла через все юридические казусы, выслушала и изучила все возражения агрегатора. Он всегда сначала говорит, что не отвечает ни за что. Но все их формулировки я пропустила через юридическое решето и выяснила, что они вводят людей в заблуждение — на основании своих выводов, я выиграла процесс у „Яндекс. Такси“ и в апреле 2019 года Мосгорсудом они были признаны ответственными за то, как организовали мою поездку и уже выплатили мне компенсацию», — говорит Елена и делится полученным опытом. — В случае аварии за пассажира несет ответственность то юрлицо, которое приняло заказ к исполнению. В разных случаях это может быть таксопарк, таксист или агрегатор. В законе прямо сказано: ответственность несет та сторона, которая приняла заказ при помощи любых средств связи. Смартфон, где вы нажимаете на кнопочку, тоже является разновидностью средств связи. Если вы заказали заказ через агрегатора, если он принял заказ к исполнению и назначил автомобиль, то и несет конечную ответственность".
Елене удалось не только проложить дорогу всем последующим пострадавшим от действий таксистов из приложений, но и впоследствии вернуть в закон об обязательном страховании пассажиров перевозчиками — пассажиров такси, о которых почему-то забыли. До сих пор закон распространяется только на пассажиров общественного транспорта: автобусов, поездов, самолетов, но не такси.
«Сейчас измененный закон прошел первое чтение и застрял. Мы следим, чтобы он не потерялся и был принят. Но уже сейчас, благодаря нашим усилиям, многие агрегаторы пошли на опережение и сами застраховали жизни своих пассажиров — на 2−2,5 млн рублей.
«Но увы, это только жизнь и здоровье. Если американская страховка покрывает весь ущерб — моральный, когда жизнь рушится, заработок теряется, в него входят и медицинские расходы и так далее — обширный перечень, то в России самое убогое и ограниченное покрытие — только жизнь и здоровье. То есть если ты умер — на тебе 2 миллиона рублей, а если выжил — ты еще поборись за свои деньги. Но, к сожалению, на безопасность это не повлияло никак».
Елена Гращенкова рассказывает, что сейчас они добиваются двух вещей — включения в закон об обязательном страховании пассажиров общественного транспорта — пассажиров такси и введения обязательной выдачи разрешения на осуществление перевозок на водителя. Сейчас разрешение выдается на автомобиль, а управляет им кто угодно.
«На сегодняшний день легальным водителем такси может только в двух случаях — если он является индивидуальным предпринимателем и если он связан трудовым соглашение с юрлицом, на имя которого выдано разрешение на таксомоторную деятельность. Дело в том, что сегодня по закону разрешение на деятельность по перевозке выдается только юрлицам. Физлица не могут его получать. И в каждом таком разрешении выставляется номер автомобиля, на который выдано разрешение.
В свою очередь юрлицо нанимает на работу водителя и на основании трудового договора может передать ему это разрешение вместе с автомобилем. Но так как сегодня агрегаторы опустили тарифы практически в два раза ниже себестоимости, то перевозчики больше не имеют возможности нанимать людей на работу. Соответственно, они просто игнорируют этот участок закона и это разрешение просто валяется в бардачке в автомобиле, а с водителем они просто заключают договор на аренду автомобиля как с физическим лицом, поэтому и говорят сегодня, что разрешение выдается автомобилю. Сегодня мы требуем от законотворцев введения обязательной выдачи разрешения именно на водителя, то есть это будет аналог западной лицензии".