Жители Фрунзенского района успешно защищают парки от жилой застройки, борются против неудобных переходов «краб» и «креветка» и терпеливо ждут новых станций метро. MR7.ru продолжает серию публикаций о жизни в районах Петербурга.
Корреспондент MR7.ru пообщался с местными жителями, активистами и главой Фрунзенского района Константином Серовым. Вместе с группой «Новости Купчино» редакция провела опрос. В топ-5 проблем, волнующих жителей района вошли: отсутствие станций метро (42%), переходы «краб» и «креветка» (36%), недостаток мест для парковки (34%), благоустройство (33%), некачественная работа управляющих компаний (30%).
Вопросы о проблемах района MR7.ru направил депутатам Законодательного собрания Борису Ивченко, Любови Егоровой и Виктору Сысоеву, которые избирались от территориальных округов и по партспискам, входящих во Фрунзенский район.
Депутат ЗакСа и член городской комиссии по похоронному делу Борис Ивченко, получив запрос через пресс-службу «Единой России», предложил обратиться с этим вопросом в пресс-службу ЗакСа. Депутаты Егорова и Сысоев запрос редакции оставили без ответа.
Дома строятся — метро не открывается
Одна из главных проблем большого спального Фрунзенского района — отсутствие новых станций метро «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Пока власти вместе с «Метростроем» выясняют, кто виноват в срыве сроков открытия, в районе появляются новые жилые комплексы. С 2011 года в и так густо населенном спальном районе построили более 20 многоэтажек. В 2019 году возводят еще шесть домов.
Фото: Читатель MR7.ru
Строительная площадка около станции "Проспект Славы"
Изначально станцию метро «Проспект Славы» должны были открыть в 2011 году, «Дунайскую» — годом позже, а станцию «Шушары», в одноименном поселке, планировали запустить до 2017 года. Но открыть метро в срок ни с первого раза, ни со второго раза не удалось. В 2018 году бывший губернатор Петербурга Георгий Полтавченко обещал, что горожане воспользуются новыми станциями к концу года, но их ввод снова перенесли.
В декабре 2018 года «Метрострой» прекратил работы на Фрунзенском радиусе из-за конфликта со Смольным и недофинансирования. Проблему пришлось решать временному губернатору Александру Беглову. В итоге работы на станциях метро возобновились в апреле.
Руководитель пресс-службы «Метростроя» Екатерина Гигиняк в комментарии MR7.ru рассказала, что на начало июня 2019 года общая строительная готовность на станциях Фрунзенского радиуса составила 95%, по путевым работам — 100%. По её словам, строители завершают отделочные работы и монтаж инженерных сетей. «Метрострой» должен достроить станции к 31 августа.
Фото: vk.com/metrostroy_arhiv
Вестибюль станции метро "Проспект Славы". Июнь 2017
Войны за парковки, борьба за благоустройство
Среди проблем благоустройства местные жители выделили отсутствие освещения в парках, небольшое количество скверов, плохое состояние внутридворовых проездов.
По мнению одного из пользователей в соцсети «ВКонтакте», дворы — «беда района Купчино».
«Люди выходят из подъезда и попадают в зону разрухи и запустения. И отсюда сразу отношение к окружающему — знаменитый эффект: разрушай там, где уже разруха».
Фото: vk.com/kupchinonews
Многие жители отметили плохое состояние проездов внутри дворов и детских площадок.
«Яма на яме. Перед таксистами приходится извинятся: „Нас, извините, тут бомбили недавно, воронки от взрывов остались…“ Стыдно за любой внутридомовой проезд», — рассказывает петербуржец.
«Асфальт во всех дворах! Уже и пешком ходить сложно! На коляске ямы не объехать!» — пишет другая жительница.
Глава петербургского отделения «Партии Роста» и издатель популярного паблика «Новости Купчино» Павел Швец считает, что одна из главных проблем района — это отсутствие нормального благоустройства. В районе не оказалось ни одной специальной площадки для выгула собак, а в некоторых скверах прогуляться можно только днем из-за отсутствия освещения.
«У городской программы по установке освещения есть проблемы с финансированием. Расходы на освещение большие и по факту работы проводят только при полной реконструкции парка», — рассказал активист.
В 2019 году город потратил полмиллиарда на работы в парке Героев-пожарных. В этом году власти начнут восстанавливать столбы освещения в парке Интернационалистов.
По словам Швеца, освещения не хватает в парке на Загребском бульваре: «Поставили скамейки, что-то посадили, но освещения нет».
Глава администрации Фрунзенского района Константин Серов рассказал, что около Яблоневого сада в ближайшее время благоустроят территорию: высадят цветы, привезенные из Ирана.
Серов, работающий главой района меньше чем полгода считает, что большая проблема благоустройства — желание застройщиков начать строительство новых домов на зеленых территориях.
Самый яркий пример для жителей Фрунзенского района — вопрос с парком Интернационалистов, когда компания «Оптима» хотела построить на территории парка торговый комплекс и океанариум. Петербуржцы устраивали пикеты и митинги в защиту парка и добились отмены застройки популярной зеленой зоны.
Фото: MR7.ru
Митинг в защиту парка Интернационалистов, май 2018
В сентябре 2018 года один из местных жителей обратился в суд, чтобы признать договор аренды между Смольным и «Оптимой» недействительным. В итоге власти сначала предложили пересмотреть проект океанариума, а позже отказались от стройки.
По словам Константина Серова, сейчас несколько компаний претендуют на территории так называемых «антенных полей» — участках в 19 га в районе дома 71 по Софийской улице. Серов заявил, что районная администрация выступает против застройки полей.
«Сейчас решается вопрос о том, чтобы антенные поля остались в зоне территории зеленых насаждений общего пользования, хотя есть масса застройщиков, готовых построить многоэтажки. Но район жестко стоит на своей позиции», — рассказал Серов.
Четыре года назад супруга главы правительства России Дмитрия Медведева Светлана предлагала построить на территории «антенных полей» храмовый комплекс. В ноябре 2017 года Георгий Полтавченко в ответном письме депутату ЗакСа Оксане Дмитриевой сообщил, что на территории «антенных полей» хотят построить мемориал защитникам Ленинграда. Бывший губернатор упомянул в ответе и строительство храма в районе Купчино. По его мнению, территория позволяет создать мемориал вместе с церковью.
Зимой 2019 года Росимущество передало земельные участки в пользование Петербургу. Город обещает сделать там деловое-рекреационное пространство. Бывший губернатор Петербурга Георгий Полтавченко говорил, что из купчинского радиополя сделают «территорию выходного дня».
Глава Фрунзенского района Константин Серов в комментарии MR7.ru не стал говорить о планах по благоустройству «антенных полей», предложив подождать окончательного решения по ЗНОП.
Местные жители конфликтуют с застройщиками не только из-за парков и скверов. Автомобилисты пытались сохранить гаражные кооперативы, которые были построены в советские годы. В июне 2017 года город Смольный встал на сторону застройщика: городские власти подписали решение о сносе кооперативов между Софийской и Малой Бухарестской улицами. Автомобилистам пообещали выплатить компенсации за снос гаражей. На этом месте сейчас в пожарном порядке строится жилой комплекс. Строительная компания, возводящая ЖК, разбила грузовиками окрестные дороги. Пострадало дорожное покрытие на Малой Бухарестской улице, которая с начала стройки покрыта плотным слоем пыли.
Фото: vk.com/kupchinonews
Митинг против сноса гаражей, 2017 год.
Вместе со сносом гаражей местные жители обсуждают проблему парковок. По словам Павла Швеца, проблем с парковой нет только в так называемом районе «старое Купчино», где построены пятиэтажки.
«Во дворах мало места для стоянки автомобилей, нужно либо гаражные кооперативы либо отдельные парковки», — пишет житель Фрунзенского района.
«Где девятиэтажные дома, там войны за парковку. В итоге портятся газоны, есть конфликты внутри дворов», — рассказывает Павел Швец.
По мнению активиста, городские власти должны решить проблему: «Создать программу субсидирования строительства паркингов», куда водители смогут поставить машины.
«Автомобилисты должны привыкать, что машина не обязательно должна стоять под своим окном и эта услуга, которая может быть платной», — считает Швец.
«Краб» и «креветка»: убрать или достроить?
Надземные пешеходные переходы через проспект Славы, которые петербуржцы называют «краб» и «креветка» за схожесть с ракообразными, разделил местных жителей на два лагеря: одни говорят, что переходы нужно снести, вторые уверены — их нужно «довести до ума» и они будут приносить пользу.
Фото: vk.com/kupchinonews
Переход "креветка"
Сейчас люди вынуждены переходить оживленную магистраль исключительно по надземным переходам. Среди претензий от местных жителей: идти по переходам долго, нет лифтов, а в снег или дождь боишься поскользнуться на лестницах.
Фото: vk.com/kupchinonews
Местный житель Иван К. называл идею сноса пешеходных переходов бредом. По его мнению, если «краб» и «креветка» исчезнут, то проспект Славы будет стоять в вечных пробках.
Но урбанисты считают, что переходы лучше снести.
Один из местных жителей в социальных сетях стал рассказывать об увеличении числа аварий и погибших пешеходов:
«Пешеходы стали гибнуть чаще, количество ДТП увеличилось. Крабо-креветки увеличили длину пути для пешеходов в десятки, а то и в сотни раз, добавив подъёмы и спуски, спровоцировав выбор „короткого пути“ — перебежать через дорогу».
Другой пользователь считает, что «перечисленные проблемы с переходами притянуты за уши» и никаких проблем ни для водителей, ни для пешеходов нет.
Глава районной администрации Константин Серов уверен, что решить вопрос можно одним из двух путей: «Либо доводить до приличного состояния, либо снести».
Свалка под видом логистических услуг
По словам активиста Павла Швеца, одна из проблем — это существование пункта сортировки мусора на Малой Балканской улице. Комитет имущественных отношений сдал в аренду участок земли под логистические услуги. Как рассказал общественник, по факту на участке оказался пункт сортировки мусора. На маленьких мусоровозах туда свозят мусор с прилегающих территорий: «Там кучи гниющие, мусор сортируют, а потом вывозят».
По словам Швеца, подобные пункты сортировки мусора с разной периодичностью возникают в спальных районах Петербурга. Общественникам удалось встретиться с местными властями и в Смольном пообещали, что в ближайшее время договор аренды с компанией расторгнут.
Маленький квартал — большие проблемы
Во Фрунзенском районе есть небольшой квартал с дореволюционными постройками в районе Фарфоровского поста.
«Дома барачного типа, разваливаются на глазах, все сыпется, ползет», — рассказывает в соцсетях одна из местных жительниц.
По словам другой петербурженки, дома признали аварийными несколько раз, однако расселять их никого не торопятся.
Глава администрации Фрунзенского района Константин Серов признал, что проблема с расселением действительно существует. По его словам, вопрос решается вместе с Жилищным комитетом. Серов надеется, что в течение месяца проблему решат.