Журнал «Звезда», отметивший свое 95-летие, переживает непростые времена. Читатели собирают деньги, чтобы легендарное издание могло существовать дальше. Корреспондент МР7. ру поговорил с соредактором «Звезды», историком Яковом Гординым о ситуации внутри журнала.
— Яков Аркадьевич, какова ситуация с выходом журнала «Звезда», отметившим недавно свой 95-летний юбилей? Говорят, что шестой номер в этом году может стать последним.
— У нас выйдет пятый номер журнала, готов уже шестой и в любом случае он будет в электронном виде и на нашем сайте, и в «Журнальном зале». Мы готовим седьмой и восьмой номера. Но ситуация анекдотическая: мы отправили заявки на гранты в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. И когда объявят грантовый конкурс, в наш Комитет по печати мы тоже направим заявку.
Я уверен, что и там, и там гранты нам дадут, но вот получить их мы вряд ли сможем, если не решим в самое ближайшее время одну проблему. Чтобы получить эти деньги, мы должны представить документы о том, что у нас целиком выплачена заработная плата и с нее перечислены налоги. И вот как раз это-то и проблематично в ближайшие четыре месяца, пока мы ожидаем гранты.
У нас уже нет средств на зарплату — мы смогли в мае оплатить только производство журнала. И раз мы не можем платить зарплату и налоги с нее, то нам и грантов не дадут. Вот такая логика.
— А сколько надо на эти четыре месяца?
— 1 миллион 560 тысяч рублей.
— Когда слышишь такую сумму и сравниваешь ее с масштабами коррупции в стране и зарплат некоторых граждан, то становится и грустно, и смешно.
— Все так нам говорят.
— А Министерство культуры что говорит?
— Министерство культуры нам напрямую ничем не обязано, мы ему не принадлежим. История тут более сложная. Наше министерство — это Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, с которым у нас хорошие отношения.
Другое дело, если говорить о грантах — и московские, и городские — проблем наших финансовых они в полной мере решить не могут. И вот тут как раз уместно сказать о Министерстве культуры, которое с 2014 года перестало финансировать комплектование провинциальных библиотек — наших главных подписчиков.
У меня есть переписка двух министерств — финансов и культуры, совершено по своей сути анекдотическая:
Минфин предлагает Минкульту 350 млн рублей для комплектования библиотек, а Минкульт эту графу вычеркивает: нам не нужны ваши деньги. И разные другие глупости пишет — что библиотеки, например, занимаются теперь оцифровкой.
Какой оцифровкой занимается провинциальная библиотека — там нет ни техники, ни специалистов, да и смысл какой им оцифровывать свои старый фонд? Я не хочу даже анализировать ход мыслей чиновников Минкульта в данном случае, но корень бед в том, что библиотеки — наши главные подписчики — не имеют возможности подписываться на журналы.
— Если бы подписались?
— Тогда вместе с грантами мы бы смогли нормально работать.
— Давно в «Звезде» проблема с зарплатой?
— С мая, то есть у нас еще все впереди. Но я другое хочу сказать: до 2018 года, несмотря на все экзерсисы Минкульта, мы выпускали такой тираж, что могли снабжать все библиотеки нашего города двумя комплектами журнала — один в читальный зал, другой — на абонемент. Это был такой специальный проект «Журнал для библиотек». Нам в этом помогали три московских благотворительных фонда, поддерживающих культуру.
В минувшем году нам помог «Норникель». А в этом году у нас в помощниках остался один фонд, благодаря которому мы просуществовали пять месяцев. Мы же еще отправляем журналы в школьные библиотеки Ленинградской области, тоже на деньги благотворителей. К сожалению, у фондов свои сложности и продолжает нас поддерживать только один из трех, поэтому образовалась такая дыра в бюджете. Но существование за счет благотворителей — это ненормально, журнал должен выходить на средства подписчиков.
А подписчики — это библиотеки, а Минкульт считает, что они не должны комплектоваться. То есть идет сознательное, я бы сказал, циничное разрушение библиотечной культуры России, если называть вещи своими именами. И заодно это ударяет по журналам, и по книгоизданию: библиотеки покупали книги, а теперь не могут покупать.
— Вы с библиотеками обратную связь поддерживаете, что они говорят?
— Я часто езжу в нестоличные библиотеки, и там мне говорят: если есть деньги, то мы выписываем журналы. Вот мы в минувшем году по заказу «Норникеля» выпустили наш специальный «северный» номер, я был в библиотеке Норильска, где мы его представляли. Это большая современная библиотека, хотя в городе всего 300 тысяч жителей. Библиотека выписывает толстые журналы. И она бы их не выписывала, если бы не было читателей. Читатели — лакмусовая бумажка.
Вот сайт «Журнальный зал», который на некоторое время прерывал свою работу, но сейчас восстанавливается. Так вот у нас, у «Звезды» на этом сайте, где выложены все публикации толстых журналов, порядка 600 тысяч посещений в год. На первом месте в «Журнальном зале» по посещаемости идет «Знамя», потом «Новый мир», потом мы, «Звезда». Это миф, что журналы никому не нужны. По данным научно-методического отдела Российской национальной библиотеки, нашей Публички, в 2016 году бумажные варианты толстых журналов в библиотеках России затребовали свыше полумиллиона человек.
— Почему нельзя совсем уйти в Интернет?
— Потому что бумажный вариант — это подписка, это те основные средства, на которые живет журнал. Сотни тысяч прочтений в Сети не дают журналам ни копейки.
— Как обстоят дела за рубежом с толстыми журналами?
— Как раз тут мы идем своим российским путем. Толстые литературно-общественные журналы — это факт российской национальной культуры, хотя вообще журнальная культура пришла к нам из Европы в XVIII столетии, но в Европе она практически исчезла, а в России сохранилась, создавая единое культурное пространство.
— И сейчас тоже?
— Да, потому что ныне в провинции с культурой дело обстоит неважно, прямо скажем, библиотеки в маленьких городах и поселках остаются единственными культурными центрами. А по замыслу Минкульта они, получается, должны умереть, ведь если нет комплектования, то читатель уходит.
Никакая оцифровка тут дело не спасет, и Интернет не спасет. Потому что Интернет, безусловно, великое изобретение, без которого невозможно жить, но это в своем роде хаос, в нем надо уметь искать, отличать дурное от хорошего, а толстый классический литературно-общественный журнал — это микрокосмос, где под одной обложкой собран срез литературного процесса, это своеобразный знак качества. И мне кажется, что государству вообще-то выгоднее иметь все-таки культурную страну, а не дичающую.
Для того чтобы выпустить один номер, нам необходимо на весь производственный цикл 130−140 тысяч рублей. Но главные расходы — это заработная плата, потому что на нее приходится и до 40 процентов налогов. При том, что у нас в журнале средняя зарплата скромная — около 16 тысяч рублей, не разгуляешься. Но в штате 19 человек, поэтому с налоговыми отчислениями получается около 390 тысяч рублей в месяц.
Да, мы предпринимаем определенные шаги, чтобы выйти из сложной ситуации. Ведутся переговоры со Смольным, прилагает определенные усилия наш Общественный совет, в частности, Олег Басилашвили, который как почетный гражданин Петербурга имеет право прямого обращения к властям.
У меня в папке лежат поздравления к нашему 95-летию и от временно исполняющего обязанности губернатора и от председателя Законодательного собрания: все желают нам успехов, дальнейшего развития. Мы же не можем их подвести, раз они ждут от нас этого. Хотя, если сопоставить два этих трогательных документа с реальностью, то получается некоторый разрыв.
— Яков Аркадьевич, что будет напечатано в ближайших номерах журнала?
— Уверен, что читатели не будут разочарованы. Все перечислять невозможно. Ну, назовем из прозы последнюю часть (вполне самостоятельный сюжет) эпопеи Александра Нежного «Бесславие». Это, условно говоря, аналог «Бесов» Достоевского. Трагическая история молодых людей, соблазненных пронацистской идеей. Сюжет построен на реальном современном материале.
Из публикаций — обширный комплекс интереснейших писем знаменитого генетика Владимира Эфраимсона, автора «Генетики гениальности» — это яркий обзор жизни перестроечного периода с экскурсами в прошлое (он дважды сидел), с галереей значительных людей. Можно назвать публикацию эссеистики Бернарда Шоу, своего рода дневник времен Второй Мировой войны. Блестящий текст, никогда на русском языке не публиковавшийся.
Очень интересен будет цикл статей Наталии Бонецкой «Около церковных стен». — философия Серебряного Века. И многое другое. Скажем, рубрика «Чтение как судьба» — о том, как книга формирует личность и судьбу человека. Первая публикация в рубрике — Александра Кушнера.
Напомню, что «Звезда» печатает только совершенно новый материал. В Интернете ничего этого нет до выхода номера.