С некоторых пор в России стало модным на 9 мая и 23 февраля одевать детей в военную форму и умиляться маленьким солдатам и солдаткам. Особый шик — дать игрушечный автомат в руки или посадить младенца с соской цвета хаки в коляску-танк, сфотографировать и выложить в соцсеть.
В магазинах комплекты детской военной одежды — гимнастерки, брюки, пилотка, ремень, сапоги автоматы ППШ — продаются в комплекте по цене от 2000 рублей. Многие родители собираются одеть в них своих детей для участия в «Бессмертном полку». Редко, но можно увидеть и переодетых в советскую форму, родителей.
Особенно отличились жители юга России. В Краснодаре и Пятигорске прошли парады детских войск, где воспитанники детских садов бодро маршировали перед чиновниками.
Мы спросили психологов, что они думают по этому поводу и услышали разные мнения на эту тему.
«Детям нужно покупать одежды про жизнь, а не про смерть»
Елена Кузнецова, психолог:
«Я скажу, почему так не надо делать? Потому что это романтизация и украшательство самого страшного в нашей жизни — войны.
Воспитательный посыл, который получают через подобные действия взрослых дети — что война это здорово, это праздник, потому что потом она оканчивается победой. А надо не так.
Война оканчивается непрожитыми жизнями с обеих сторон. Могилами. Братскими и отдельными. На которые даже порою некому ходить поминать. Потому что войны не выбирают, сколько живых из одной семьи взять платой за невозможность людей жить в мире. Войны вообще не выбирают — наши и не наши. Просто берут плату бесценным. Вот это нужно доносить до детей.
Дети не должны ходить в военной форме. Для большинства из наших предков, встретивших военные годы, эта одежда была посмертным одеянием.
Военная форма — это одежда для смерти: делать преждевременную смерть, встречать её самому. Преждевременно. Оставляя следы горя везде, где ступают такие вот форменные сапоги.
Детям нужно покупать одежды про жизнь, а не про смерть.
Как человек, работающий с психикой, я очень хорошо понимаю, что чувство благодарности может переполнять. Может прийти желание попраздновать «в едином порыве». Радость единства — согласия на ценностном уровне — это великая человеческая радость. Нам по человечески важно проживать что-то вместе… Хоть то радостная победа, хоть то скорбная память.
И впереди у нас такая важная дата. Готовясь к ней, вслушайтесь в то, чем она звенит лично вам.
Мы все с вами родом из общества, где указания как правильно жить, думать и чувствовать выдавалось сверху. Но сегодня мы можем выбирать. Например, осознание. Что ни одна общность не стоит того, чтобы платить за неё через облачённых в одежду для смерти детей".
«Переодевание как способ перевоплощения»
Мария Будылина, семейный психолог, автор проекта «Помощь уставшим мамам»
«Я считаю, что мусор — в головах у взрослых. А дети из всего всегда могут извлечь обучающую пользу.
У меня есть две позиции. Переодеться в военную форму с высокой целью — это нормально. А переодеться, чтобы поржать — это не очень нормально.
У детей возрасте от 4 до 6 лет идет активное освоение реальности через перевоплощение. Например, переодевшись в животное, в пиратскую форму. Для них это глубокое перевоплощение — не театр. Взрослые дети понимают, что им дали роль: это ты, а это роль, которую ты зазубрил.
В принципе, для этого возраста, перевоплощение — это классный способ, чтобы дети узнали что-то о том времени. Потому что, когда ты идешь с 5-летним ребенком по улице и начинаешь ему рассказывать о войне, он через 3 минуты уже тебя не слушает, потому что он уже переключился на что-то реальное. А переодевание — это способ попробовать объяснить, ну, например, представь, что в этой форме тебе надо в болоте сидеть или бежать куда-то. То есть если переодевание совместить с погружением в программу длиной минут в 20 — это полезно.
А переодевать младенцев — это уже на потеху взрослым. И то, что что взрослые над этим смеются, это меня уже коробит. Потому что этот пример смеха для детей более старшего возраста — странный пример. Ведь дети воспринимают это ровно так же, как взрослые. То есть тоже смеются.
Резюмируя: если ты переодеваешь ребенка в военную форму с обучающей целью, то ребенок пойдет в этом костюме и будет представлять войну, что он защищает и как он готов, если что, дать отпор. В принципе, это ведь неплохое ощущение для ребенка — почувствовать себя сильным, справедливым. Мы же не знаем, как там у него отношения в садике или в школе. Может, он чувствует, что он слабый, а тут, во время парада, прошелся и самооценка поднялась. Неплохая модель идентификации. Когда ты идентифицируешь себя с людьми, которые чувствовали себя сильными.
А годовалые девочки с соской в военном стиле — это, конечно, странно".