Государственная дума со второй попытки поддержала проект изменений в Жилищный кодекс, касающийся ограничений при размещений гостиниц, мини-отелей, хостелов. Жители, в основном, поддерживают инициативу, владельцы и работники — в тихом ужасе. Ну, а Петербург может остаться без серьезной части номерного гостиничного фонда.
Три года законотворческих мучений
Госдума после длительных согласований приняла в окончательном третьем чтении поправки в ЖК, по которым зафиксированы фактически запреты в отношении организованных гостиниц всех форматов в жилых домах. Депутат Галина Хованская, предложившая данную поправку еще 9 сентября 2015 года все-таки додавила эту инициативу.
В общем-то поражаешься как работоспособностью депутатов нижней палаты российского парламента, так и их «мудростью». Особенно в данном вопросе. Поправка относится к части 3 ст. 17 ЖК РФ. Сейчас она звучит так:
не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Поправка Хованской, которая ни буквой не изменилась с 2015 года, весьма серьезное произведение эпистолярного жанра, которое действительно стоило обсудить, потратив три с половиной года:
— Внести в часть 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (…) изменение, дополнив ее словами «а также гостиниц и иных средств размещения, оказание гостиничных услуг и иных услуг размещения».
Вот и вся, собственно, фабула. К этому документу мы еще вернемся, пока же дадим перевод. Отныне в жилых многоквартирных домах запрещено разводить гостиницы, мини-отели, хостелы. Можно, только если они переведены в нежилой фонд, имеют отдельный вход и прочее. К слову о «мудрости» законотворцев: вот прими эту строчку-поправку в 2015-м, с отсрочкой по вступлению в действие, предприниматели бы уже знали будущие правила игры и ориентировались на эту норму.
Но нет, сначала дали возможность обеспечить ЧМ 2018, а теперь хоть трава не расти. Других больших праздников спорта и мира в России из-за санкций не предвидится. В ближайшие дни начнется авральная работа по переводу жилых помещений в не жилые. Причем, общаясь с отельерами, понимаешь, что исполняя эту поправку в ЖК, им придется нарушить другие законы. Особые трудности возникнут, конечно же, в центре. Ведь мини-отели там расположены в домах с историческим прошлым.
Соседи по расчету
Вопрос возник с предложения Хованской прислушаться к многочисленным жалобам жителей. Их пафос можно понять — здесь и субъективное отторжение любого приезжего, дескать «понаехали», и объективные причины, о которых стоит поговорить отдельно.
«Поквартирное размещение» в северной столице занимает до 30% всего рынка. Средний размер вложения в организацию и оборудование хостела — около 10 миллионов рублей. Мини-отели, как правило, это не только гости и их кошельки, но и работа для 7−15 человек. Зарплаты персонала вполне конкурентные: 30−70 тысяч рублей.
Но хостел — это не только дешевый приют для туриста, но и настоящая головная боль для соседей. Многие владельцы квартир в таких домах рады новому закону. Дело в том, что по риелторской статистике хостел в жилом доме снижает стоимость квартир на 20−30 процентов.
Ну, а далее уже исключительно быт. Большинство среди главных раздражителей отмечают шум от гостей, их «антиобщественное» времяпрепровождение (курение на лестницах, распитие спиртного). Ну и жалобы на большое количество посторонних в их доме и, как следствие, жильцы возмущаются тем, что «лифты быстрее изнашиваются».
Большинство (80%) мини-гостиниц оборудованы в расселенных квартирах обычных жилых домов. ВЦИОМ в середине марта 2019 года провел опрос на эту тему. Его результаты для «малых отельеров» нельзя назвать утешительными. 70% респондентов признались, что соседство с хостелами причиняет им серьезные неудобства (в Санкт-Петербурге и Москве таковых 80%).
Среди тех, кто не согласен с открытием хостела в своём многоквартирном доме, 58% недовольных не готовы смягчить позицию ни при каких условиях (в Москве и Санкт-Петербурге категорично настроенных меньше — 48%). Основой для компромисса являются такие требования, как оборудование хостела отдельным входом не из общего подъезда (26%, а в двух столицах — 37%), оборудование хостела дополнительной шумоизоляцией (10%) и расположение хостела на первом этаже (6%, а в двух столицах — 13%).
Какие меры борьбы с напастью предлагают граждане? 47% настаивают, чтобы отельеры оборудовали для своих заведений отдельный вход и обустроили шумоизоляцию. А ровно четверть горожан (25%), по данным социологов, вообще предлагают ликвидировать этот вид бизнеса. Вот именно к ним, видимо, и прислушались депутаты Госдумы, когда принимали законопроект «о запрете хостелов» в многоквартирных домах без перевода их в ранг нежилого помещения.
И тут стоит вспомнить отложенный пункт 4 ст. 17 ЖК РФ:
— пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В общем не перестаешь удивляться и возмущаться: почему принятые уже законы не исполняются. Тот же шум, та же гигиена или противопожарные действия уже прописаны в ЖК, но вот жители жалуются и требуют запретить хостелы и мини-отели вообще. Как понедельники в известной песне. Просто не работает система контроля, а отельеры и их гости ну совсем не причем.
Масштаб проблемы
По данным петербургского правительства, в городе работает 1400 аккредитованных хостелов, в том числе 500 малых. Из них 30−40 процентов — в жилом фонде. По информации же Гильдии малых средств размещения, сейчас в городе более 280 хостелов, при этом 80 процентов из них находятся в жилых домах.
Закон Хованской переведёт сотни малых отелей в Петербурге на нелегальное положение. Смольный обещает поддержку качественным гостиницам, но повлиять на федерального законодателя не может.
Как пояснила MR-7 Елена Церетели, глава Общественного совета по развитию малого бизнеса при губернаторе Петербурга, «мы сейчас собираем комиссию с представителями администрации, Заксобрания и специалистами отрасли для выработки срочных мер по поддержке отельеров». Понятно, что поддержка предполагается административная.
Это и как в срочном порядке переводить жилые помещения в нежилые, и варианты отдельного входа. И особое внимание, по словам Церетели, будет обращено именно к мини-отелям/хостелам в исторической части города. Есть надежда и на то, что для СПб и Москвы будут даны преференции по дате вступления поправки. Глава совета надеется еще на год-два отсрочки.
Тем паче, что Валентина Матвиенко, которая активно приветствовала появление мини-отелей и наибольшее число разрешений было выдано именно в годы ее правления. Она же в первой редакции и завернула эту поправку со словами «мы же не рейдеры». Я непосредственно наблюдал, как и с какими сложностями предприниматели открывали свои хостелы и мини-отели. Одни — законно, другие — нет.
Елене Церетели вторит заместитель председателя Комитета по развитию туризма Нана Гвичия: «Петербург хочет сохранить средства размещения, в том числе в центре города которые прошли классификацию, и содействовать им в переводе помещений из жилого фонда в нежилой. К сожалению, регулирование идёт на федеральном уровне, полномочия регионам не передают».
Депутат ЗС от КПРФ Александр Рассудов категорически против этого закона. Он убежден, что Галине Хованской просто не дает покоя слава ее коллеги Ирины Яровой и она придумала «закон Хованской»:
«понятны неудобства жильцов, но нельзя же все время идти по принципу борьбы с перхотью с помощью гильотины. Запретительные меры нужны в тех случаях, когда вопрос не имеет потенциальных положительных сторон, в таких областях как торговля наркотиками или оружием, например.
А что касается жалоб на бордели, притоны и гастарбайтеров — такие случаи должны пресекать правоохранительные органы. И такой „бизнес”, конечно, нужно закрывать“.
Призывает найти компромисс и депутат ЗС от „Яблока“ Борис Вишневский. Он отмечает, что с одной стороны, действительно получает много жалоб на хостелы. С другой стороны, понимает, что у многих людей нет возможности платить за отдельные номера в гостиницах. „Способ решения проблемы простой: нужно, чтобы люди, которые хотят организовывать соответствующий бизнес, садились и договаривались с собственниками квартир в этом доме, как они вместе будут жить“, — говорит депутат.
В качестве этих компромиссных вариантов Вишневский предлагает владельцам отелей обеспечивать тишину, чтобы выделялись деньги на ремонт, организовать вывоз мусора, а также консьержи и прочее видеонаблюдение.
„Люди, конечно, не подряжались жить в доме, часть которого превращена в общежитие. Они имеют право на то, чтобы их интересы были учтены. В Европе таких проблем нет, потому что там у каждого дома свой хозяин и договариваться нужно только с ним“, — говорит депутат.
Но непреклонны апологеты запрета, в строй которых проникла и представитель „Партии роста“ в ЗС Оксана Дмитриева. Она напоминает о высказывании Евгения Примакова, который напутствовал поддерживать предпринимателей только тогда, когда их интересы и деятельность совпадают с интересами народа и государства:
— Есть конституционное право граждан на жилище и на безопасность жилища. Всё, что нарушает это конституционное право, в том числе и в интересах предпринимательской деятельности, как правило, это хостелы, которые не зарегистрированы и не оформлены ни как ИП, ни как юридические лица — это противоречит Конституции и правам граждан».
В сухом остатке просматривается несколько последствий:
— еще глубже может утонуть программа расселения коммуналок;
— Петербург, по подсчетам специалистов, недосчитается порядка 1 млн туристов в год;
— сократится конкуренция, что приведет к росту цен и это тоже ударит по туристам и по выбору направлений для путешествий;
— до 1 октября многие мини-отели выставят на продажу. Сейчас на «Avito» из СПб уже порядка 600 таких объектов — до 37 процентов от всех подобных сделок. На Москву — 21 процент.
— другие мини-отели и хостелы сменят вывески и уйдут в серую зону;
— ну, а те «резиновые общежития», которые и давали повод для обоснованных жалоб жителей как были, так и останутся работать на нелегальном положении, памятуя о тех, кто их «крышует».