По словам главного хранителя Русского музея Ольги Бабиной, ни один предмет искусства, хранящийся в фондах музея, серьезно не пострадал от недавних протечек. У портрета Александра II испортилось лаковое покрытие, на икону XVII века Тихвинская Богоматерь осыпалась штукатурка.
Главный хранитель Русского музея Ольга Бабина сообщила, что ни один предмет искусства, хранящийся в фондах музея, серьезно не пострадал от недавних протечек. Причем там, где протечки хронические, все закрыто целлофаном. Но ситуация критическая, хотя и под контролем.
«Протечка случилась в фонде русской живописи второй половины XIX века, там талая вода попала на вал, на котором были две работы, — рассказала Ольга Бабина. — Их размотали — нижняя не пострадала совсем, у той, что была на валу намотана сверху — это портрет Александра II, — пострадало лаковое покрытие, а не красочный слой. Лак при намокании и деструкции идет белесыми полосами, поэтому вид у картины не очень, но это устранимо. Реставрационный совет уже собирался по этому поводу. Работа на просушке, когда высохнет — снова будет намотана на вал».
Другая пострадавшая — икона XVII века Тихвинская Богоматерь, она находилась в реставрации, на нее в выходные из-за протечки насыпалась штукатурка. Но, как пояснила главный хранитель, все уже устранено, икона принята реставрационным советом и подготовлена к выставке «Осень Средневековья», которая откроется в Русском музее 21 февраля.
Ольга Бабина признала, что ситуация сложная, хранители фондов приходят осматривать фондовые помещения регулярно, даже в выходные, что не предусмотрено инструкциями, но сейчас в связи с такой ситуацией, издан специальный приказ — пока не завершится в Петербурге снежный коллапс.
«Русский музей как хроник, протечки часто в одних и тех же местах, самый проблемный хроник — Михайловский дворец, у меня в кабинете течет», — отметила главный хранитель, — В этом году составим проектно-сметную документацию по реконструкции кровли Корпуса Бенуа и Михайловского дворца, нужна система дополнительного охлаждения помещений под крышами".
Все системы кондиционирования в музее находятся в чердачных помещениях, под самой крышей, они нагревают воздух, который, в свою очередь, нагревает крышу. Это классическая история для современного Петербурга — чердаки больше не холодные. Из-за этого на крышах образуется наледь. И, как видим, не только в жилых домах, но и на объекте культурного наследия федерального значения — Русском музее.
Ольга Бабина сказала, что места хронических протечек известны, их закрыли целлофаном. Но не смогла сказать, будет ли расторгнут контракт с компанией, которая должна убирать снег и наледь с крыш и не допускать, как прописано в условиях контракта, протечек в чердачных помещениях.