В 2018 году Петербург встретил чемпионат мира по футболу и проводил в отставку православного особиста Георгия Полтавченко, встретил врио губернатора православного казака Александра Беглова. В будущее город шагает с низкими темпами строительства, растущим госдолгом, нехваткой денег на социальные объекты, долгами по зарплате и политическим насилием.
Футбол: пришел и ушел
Летом 2018 года Петербург в числе других российских городов встречал матчи чемпионата мира по футболу и многочисленных болельщиков из разных стран мира.
Многие ждали, что именно праздник футбола что-то изменит в нашей жизни к лучшему. Некоторые так и говорили: «Вот пришел чемпионат, и наша жизнь после этого никогда не будет прежней».
Из насущного — Петербург получил реконструированный Тучков мост, станцию метро «Беговая» («Новокрестовская», построенная для нужд разного рода болельщиков, не в счет). Не является предметом первой необходимости и многострадальный стадион на Крестовском острове.
Некоторые спортивные деятели говорят, что развязки и станция метро около стадиона — это огромный скачок в развитии города. Вразумительно ответить, что конкретно дает все это великолепие для развития городской экономики, они не могут. Стадион — это завод или «силиконовая долина». Может быть, он дает гигантский толчок для развития туризма? Нет ответа на эти и другие вопросы. Есть только Коллизей в Риме. Красивый, но что стало с Римом и его цирками, когда пришли варвары?
Из очевидного: в разгар чемпионата было объявлено о повышении пенсионного возраста в России. Власти опять решили сыграть с подведомственным населением «под дурачка». Мол, пока смотрят футбол и пьют пиво, не заметят жульничества. На этот раз не прошло. К людям так глубоко залезли в карман, что они очень хорошо и быстро это заметили. Политики даже пытались подавать заявки на проведение акций протеста, но разрешений не получили. Во время праздника футбола можно только радоваться, а протестовать нельзя.
Что касается атмосферы, то на время чемпионата в городе воцарились порядки как в критикуемой Европе: люди ездили в метро с пивом. Наблюдая реакцию петербуржцев в метро на расслабленных и веселых фанатов с пивком, было видно недоумение и удивление. От расслабленности и от того, что «нам так нельзя».
Да что там про пиво.
Полиция получила приказ не портить людям праздник футбола и болельщиков не трогали, были с ними предельно вежливыми и обходительными. Мы увидели, что наши околоточные могут не только бить в морду, но и ласково улыбаться. Разгул футбольной вольницы доходил до занятий сексом прямо в центре Петербурга и ничего. Фанзона на Конюшенной представляла собой разгуляй длинною в месяц.
Когда праздник здоровых сил, в едином порыве прильнувших к экранам телевизоров, ликующих и плачущих от горя и радости в фанзонах и на стадионах, завершился, то все вернулось на круги своя: карета превратилась в тыкву, лошади в мышей, кучер в крысу. Не осталось даже заветной туфельки, как в знаменитой сказке. Не считать же туфелькой гигантскую пудреницу на Крестовском.
Ласковые полицейские опять стали полицаями. Свое истинное лицо синие мундиры продемонстрировали 9 сентября 2018 года, разгоняя акцию протеста сторонников Навального против повышения пенсионного возраста. А депутаты из «Единой России» во главе со спикером Вячеславом Макаровым радостно рукоплескали избиению младенцев.
Прощай, православный
Главным политическим событием, конечно, стала отставка Георгия Полтавченко и его почетная ссылка на пенсию в Объединенную судостроительную корпорацию. Семь лет тишины, редко прерываемой малиновым звоном, прошли. Запомним бывшего губернатора по знаменитому «жлобы», брошенному в адрес петербуржцев, и фразой «вопрос решен», когда его спросили, передадут ли Исаакиевский собор РПЦ. Как показало позднее расследование РБК, Полтавченко не был лоббистом передачи собора РПЦ. Наоборот, он был против этого, так как Исаакий приносит почти миллиард рублей городскому бюджету, а в случае передачи церкви, городу придется датировать ремонт и реставрацию огромного уникального здания.
Георгий Сергеевич был тих, не склонен к пиару и конфликтам. Единственное настоящее интервью он дал главреду «Новой газеты» в Петербурге Диане Качаловой. Благодаря этому мы знаем, что губернатору понравился «вальс буксиров», а городская интеллигенция «пляшет на надгробиях», поэтому нужно запретить митинги на Марсовом поле.
Его правление пришлось на экономический спад, связанный с санкциями против России, и губернатор не начинал безумных строек в кредит, а только завершил старые. Он был чужд скандалам и запомнится своим тишайшим правлением.
Самое смелое, на что решился Полтавченко в плане PR — облился ледяной водой в рамках IceBucketChallenge в 2014 году.
Ядреной бомбой по родительским комитетам, или 12 европейских стран стояли под Ленинградом
На смену Полтавченко президент РФ Владимир Путин поставил нам другого православного, но уже казака — Александра Беглова. Бывшего полпреда в СЗФО. Предыдущие два губернатора ведь тоже работали полпредами.
Поставил — это значит показал пальцем на того, кто будет губернатором после выборов в сентябре 2019 года. Путин давно тяготится доставшейся ему от Медведева системой квазивыборности губернаторов. Поэтому сам снимает их и назначает временно исполняющих обязанности, которые потом должны быть утверждены голосованием бюджетников и военных. Раньше выбрать такого было не сложно. Всех конкурентов отсеивали при помощи «муниципального фильтра» в руках послушной «Единой России».
В 2018 году эта система дала хороший сбой. В четырех российских регионах ставленники Владимира Путина проиграли выборы. И только во Владивостоке ценой чудовищных усилий властям удалось втащить в кресло губернатора Олега Кожемяко.
Фото: gov.spb.ru
Александр Беглов и Георгий Полтавченко на представлении врио Петербурга 5 октября 2018 года
Врио губернатора Александр Беглов, начиная с 3 октября, каждый день доказывает нам, что время свободное от пиара прошло. Он распекает чиновников в районах, отправляет к отставки тех, кого еще недавно приглашал работать в Смольный, обещает построить школы и детские сады, разрешает концерты рэперов. Похоже, что в Петербурге ничего не происходит без Александра Беглова — не идет снег и не восходит солнце. Пиар заменил нам спокойное правление последних семи лет.
Беглов еще весной, будучи полпредом, заявил студентам Политеха, что мечтает создать новую ядерную бомбу и побороть пятую колонну Государственного департамента США в школьных родительских комитетах.
В конце концов, не зря же в годы войны Ленинград показал, как бороться с дюжиной стран будущего Европейского союза. Этот тезис прозвучал на последнем в 2018 году заседании правительства, очень пришелся по душе главе города и шокировал городскую общественность в лице депутата Законодательного собрания Максима Резника, сказавшего новому лицу Смольного о дремучести таких высказываний.
За плечами Беглова нет работы в органах государственной госбезопасности.
Он начинал с руководства Курортным районом Петербурга в бытность губернатором Владимира Яковлева. Отчасти поэтому временный губернатор по-хозяйски возродил традицию субботних объездов города.
Однако пока что Беглов лишь ругает наследие предшественника, да кидается популистскими лозунгами, особо обращая внимание на молодежь. Но ей-то интереснее расследования политика Алексея Навального, чем конспирологические теории о проклятом Западе из уст председателя Совета по делам казачества при президенте РФ.
Стойкий православный политрук
После смены губернатора в открывшееся окно возможностей мог вылететь единоросс всея Петербурга, православный политрук, он же спикер Заксобрания Вячеслав Макаров. Однако устоял. Политический опыт у Макарова есть, в отличие от новой команды Смольного, и Мариинский редут продолжает держать оборону.
Страсти еще не улеглись, а в преддверии муниципальных выборов в 2019 году может прийти и вторая волна, а то и цунами. Поэтому наблюдать за хозяином Мариинского дворца все более интересно.
Уход Албина
А вот кто не устоял, так это уже бывший вице-губернатор Игорь Албин. После губернаторства в Костроме и закрытия Министерства регионального развития чиновник спасал репутацию в Петербурге. Албин сделал ставку на достройку стадиона на Крестовском острове. Прогнал оттуда олигарха Олега Дерипаску, с которым не смог найти общий язык, пошутил про бакланов, и, кто бы что не говорил, рабочие стадион построили, а лавры ушли Албину.
Фото: Сергей Ермохин
вице-губернатор Игорь Албин
Бесспорный плюс Албина — открытость, по сравнению со всеми остальными чиновниками времен Полтавченко. С ним можно поспорить в Facebook, узнать новости с его личной страницы.
Однако строительный блок, который курировал Албин, — расстрельный. Чиновник чуть ли не ночевал на стройке стадиона и двух станций метро к нему, потому что эти объекты нужны были для отчета перед FIFA. А вот палаток Албина у проходческих щитов Кировско-Выборгской или Фрунзенско-Приморской линии мы не увидели. Станции же на этих ветках нужны петербуржцам, а не футбольным болельщикам, которые приехали погостить и бесплатно разъезжали по городу на бесплатных автобусах.
Последней каплей стало выступление активистки Аллы Андреевой на пресс-конференции президента Владимира Путина. Некогда обманутая дольщица, Андреева рассказала главе государства, что чиновники вместе с Албиным сдавали недостроенные дома обманутым дольщикам ГК «Город», лишь бы поскорее избавиться от этой проблемы.
Сама Андреева полтора года как является обладательницей двухкомнатной квартиры, достроенной за счет городского бюджета. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признал, что на пресс-конференции далеко не все были журналистами и ввели главу государства в заблуждение. Через неделю Албин ушел в отставку.
Но никуда не ушли градостроительные проблемы. В один день с уходом вице-губернатора проходчики метро объявили голодовку. Людям не платят зарплаты месяцами: ведь как уже было сказано, важнее в рекордные сроки построить метро для чемпионата мира по футболу, а остальное уже не важно.
Оказывается, у нас всё плохо
С приходом в Смольный Александра Беглова чиновники не только полетели из желтого дома в разные стороны, но и заговорили правду. Ну что, действительно, легко ругать наследие тихого семилетия.
На заседании городского правительства в ноябре врио губернатора Беглов признал, что в городе низкие темпы строительства и растет госдолг. А на последнем в этом году заседании выяснилось, что 200 млрд руб. нужно найти, чтобы построить школы, детсады и поликлиники в будущем году.
Выяснилось, что Петербург проигрывает Москве, Ленобласти и Татарстану по объему инвестиций на душу населения, а темпы реализации адресных инвестиционных программ чрезвычайно низкие.
Цитируя Беглова: «Количества долгостроев хватит на несколько городов России». Также в Петербурге до сих пор не построено 20 обещанных школ, 20 детсадов, 18 поликлиник, три жилых дома, четыре спортивных сооружения, три дороги, шесть объектов культуры и искусства.
Под Новый год подоспел и другой «подарочек» — «Метрострой» не может заплатить своим рабочим за три месяца работы. Федеральный бюджет, как мы помним, больше не помогает, Москва дала только на «Новокрестовскую» и «Беговую», потому что футбол.
Фото: gov.spb.ru
Открытие станции "Беговая" и "Новокрестовская", май 2018
Пытки, полицейское насилие и избирательное правосудие
Предвыборные штабы политика Алексея Навального, как и ожидалось, в 2018 году стали штабами протеста. Президентская кампания помогла оппозиционеру нарастить число сторонников.
На митинге «Он нам не царь» 5 мая в Петербурге задержали 217 человек. Одним из них стал Михаил Цакунов. Он просто подобрал огромную сдутую желтую утку — символ протеста, на него налетели полицейские и задержали. Как и в случае Дмитрия Мякшина годом ранее, Цакунова обвинил в том, что он выбил зуб полицейскому. Молодой человек почти год сидит в СИЗО и встретит 2019-й за тюремной решеткой.
Во время протестов против повышения пенсионного возраста в Петербурге задержали больше людей, чем в других городах России — более 600 человек. Губернатор и спикер Заксобрания в ответ на заявления о полицейском насилии, сердечно поблагодарили силовиков за хорошую работу.
Где протесты, там и непропорциональный ответ государства. Так, координатору петербургского штаба Навального Денису Михайлову заморозили почти 11 миллионов рублей на счету в банке, якобы за то, что протестующие вытоптали зеленые насаждения во время акции протеста 5 мая. Суммарно в 2018 году Михайлов отсидел более ста суток административного ареста по различным статьям КоАп.
В 2018 году в Петербурге арестовали двух фигурантов дела террористического сообщества «Сеть». Его начали раскручивать в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца спецслужбы задержали Егора Зорина, Илью Шакурского, Василия Куксова, Дмитрия Пчелинцева, Андрея Чернова и Армана Сагынбаева.
Двое пензенцев — Михаил Кульков и Максим Иванкин — попытались скрыться, однако 6 июля 2018 года их задержали в Москве и этапировали в Пензу. В январе по этому же делу в Петербурге были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. В апреле обвинение предъявили петербуржцу Юлию Бояршинову.
В ФСБ считают, что молодые люди хотели с помощью взрывов «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и поднять вооруженный мятеж. Ячейки «Сети» якобы действовали в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии.
Филинков заявил, что оговорил себя под пытками, а Бояршинов неоднократно жаловался на пытку условиями содержания в СИЗО. Свидетель по делу «Сети», промышленный альпинист из Петербурга Илья Капустин бежал в Финляндию, где попросил политического убежища. Капустин заявил, что ФСБ пытала его электрошокером.
Следователь, рассматривавший жалобу молодого человека на пытки, посчитал, что следы от пыточного инструмента легко могут оказаться укусами клопов, которые ходят парами на одинаковом расстоянии друг от друга. Ну, а петербургская «Единая Россия», имеющая большинство, в городском парламенте, проголосовала за то, чтобы объявить благодарность одному из сотрудников ФСБ, которого Виктор Филинков обвинил в пытках.
Особо цинично полиция издевается над активистами бессрочного протеста и «Демократического Петербурга». Некоторые оппозиционеры имеют чудаковатый вид, но никакую лодку расшатать не могут, и, словно рассчитывая на то, что за них никто не вступится, полиция оттягивается по полной. На активистах обкатывают схему, по которой могут возить в отдел любого из нас. Схема проста: как только оппозиционер поднимает в одиночном пикете плакат, например, против Путина, подходят полицейские. Они заявляют, что на гражданина поступило заявление и везут в отдел, где могут содержать три часа. Так, себе в удовольствие.
О блокаде, параде и магистрате
В новый год мы входим с незаконченной дискуссией о том, что уместнее в День снятия блокады: сделать акцент на радость или скорбь? Врио Александр Беглов считает, что на радость, поэтому парад на Дворцовой, устроенный Сергеем Шойгу, как хотела бы часть городской интеллигенции, не отменят.
Розовощекая ряженая молодежь также будет изображать блокадников в исторических реконструкциях на «улице жизни», а так называемые ветераны, которым в День снятия блокады было пять лет, будут рассказывать о кознях Запада.
Сделать выборы губернатора Петербурга интересными можно, если поступить так как предлагает Алексей Навальный в своем «умном голосовании». То есть проголосовать за любого другого кандидата, кроме единоросса или поддержанного Владимиром Путиным.
Если власти под каждые выборы переписывают выборное законодательство и перекраивают избирательные округа, то чего и гражданам не менять стратегию поведения? Однако местная оппозиция по-прежнему не хочет объединяться, а некоторые никогда не поддержат задумку Навального, которая один раз сработала на выборах в Госдуму 2011 года.
Так что пожелаем Петербургу в наступающем году больше перемен и меньше пресловутой стабильности, больше просвещения и меньше дремучести, и гибкости, а не твердолобости.