Пока в Петербурге некоторые граждане активно жалуются на граффити и стрит-арт, а коммунальщики не менее живо закрашивают произведения уличного искусства и настенные росписи, в Центральном выставочном зале «Манеж» с успехом проходит и вот-вот завершится масштабная выставка «Части стен», как раз и посвященная стрит-арту как полноправному, хотя и своеобразному виду современного искусства, в Манеже представлены работы уличных художников из разных регионов России.
В рамках выставки 20 августа 2018 года в Манеже провели круглый стол «Уличное искусство глазами властей, художников, зрителей» — тема оказалась очень востребованной, желающих пришло больше, чем позволяла регистрация на событие и количество приготовленных мест, люди сидели на полу и стояли.
Выяснилось, что глава Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Владимир Григорьев, которого пригласили участвовать, стрит-арта при передвижениях по городу не замечает, кроме двух брандмауэров на Петроградской. И вообще, по мнению главы КГА и главного архитектора города в Петербурге, «стрит-арт возможен везде, за исключением тех мест, где он не возможен», мысль главы КГА продолжил председатель Комитета по охране памятников (КГИОП) Сергей Макаров.
— Стрит-арт и памятники — вещи несовместимые, — особо подчеркнул глава КГИОП, что нельзя рисовать на брандмауэрах, которые неприкасаемы.
И вообще, стрит-арту не место в центральной части города, а люди же не только в центре живут, есть масса мест, где стрит-арт вполне уместен. Далее развил мысль исполнительной власти представитель законодательной — депутат ЗакСа Денис Четырбок, любитель группы «Отпетые мошенники», некогда предложивший запретить котам жить в подвалах (а Сергей Макаров, кстати, знатный котолюб и многие годы пристраивает в добрые руки как раз подвальных котов), рассказал, что «в недрах парламента» зреет некий документ, который будет регламентировать стрит-арт в городе.
— Свободу творчества запихнуть в нормы сложно, но начинать надо, — Четырбок рассказал, что надо придумать подзаконные акты, где бы появился перечень зданий, гаражей и заборов, где рисовать можно.
А еще надо создать искусственные места — бетонные блоки, к примеру, где бы художники с разрешения властей самовыражались. И запретить прикасаться к памятникам истории и культуры. Григорьев отнесся к этому скептически: «Мы законную или незаконную деятельность ограничивать хотим?»
Известный художник Стас Багс напомнил, что идея про специально выделенные места для стрит-арта обсуждалась не раз, но в Петербурге ничего хорошего из этого не вышло. Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея Екатерина Андреева, рассказала, что подобные так называемые «лицензионные зоны» есть в скандинавских странах. Андреева поблагодарила «начальство нашего города», которое пощадило рисунок — портрет Хармса работы художников Паши Каса и Павла Мокича на улице Маяковского на доме, где жил поэт — к 74-й годовщине гибели Хармса.
Андреева напомнила про граффити на Центре фирменной торговли на набережной реки Смоленки, созданное художниками в 2007 году и просуществовавшее два дня — там художники написали стихотворение Бертольда Брехта «Дела в этом городе таковы».
Дела в этом городе таковы, что
Я веду себя так:
Входя, называю фамилию и предъявляю
Бумаги, ее подтверждающие, с печатями,
Которые невозможно подделать.
Говоря что-либо, я привожу свидетелей, чья правдивость
Удостоверена документально.
Безмолвствуя, придаю лицу
Выражение пустоты, чтобы было ясно,
Что я ни о чем не думаю.
Итак,
Я не позволю никому попросту доверять мне.
Любое доверие я отвергаю.
Так я поступаю, зная, что дела в этом городе таковы, что
Делают доверие невозможным.
Все-таки временами,
Когда я огорчен или отвлечен,
Случается, что меня застигают врасплох
Вопросами: не обманщик ли я, не соврал ли я,
Не таю ли чего-нибудь?
И тогда я по-прежнему теряюсь,
Говорю неуверенно и забываю
Все, что свидетельствует в мою пользу,
И вместо этого испытываю стыд.
(Перевод Б. Слуцкого)
Посмотреть это художественное произведение можно теперь только на видео.
Андреева считает, что это настоящее произведение искусства и было бы неплохо его реставрировать: «Это было гениальное произведение, идеально вписанное в архитектуру».
Екатерина Андреева напомнила об одном художественном произведении, тоже гениально вписанном в архитектуру, — художники Юлий Рыбаков и Олег Волков утром 3 августа 1976 года написали на стене Петропавловской крепости: «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков», это стало акцией протеста против преследования художников, писателей и поэтов в СССР. Владимир Григорьев, правда, засомневался, что это было гениальное произведение, а не нарушение общественного порядка.
Куратор выставки «Части стен» Анна Ялова отметила в итоге, что стрит-арт нельзя «упаковать в рамки закона»: уличный художник будет рисовать тайно, в темноте, чтобы оставаться свободными свободно говорить о самых острых вещах.