В старинной крепости Копорье в Ленинградской области работают археологи Института материальной культуры РАН, вместе с профессионалами трудятся и волонтеры — уже вторая смена добровольцев. В первой было много французов, во второй — единственный француз — Джордж Майлот. Оказывается, такое «археологическое волонтерство» во Франции очень популярно, примерно у каждого пятого гражданина страны в студенческие годы был подобный опыт. У нас в России волонтерские проекты в области сохранения культурного наследия так масштабно заявлены впервые в этом году, объявленном Годом добровольцев, волонтерские кампусы созданы в Касимове, Рязани, Твери, здесь в Копорье.
Как рассказал заместитель председателя Петербургского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Антон Иванов, именно ВООПИиК стало координационным центром волонтерского движения по сохранению культурного наследия.
Совершенно не обязателен был для волонтеров какой-то археологический опыт, волонтерами в Копорье, к примеру, стали разные люди — от 18 до 64 лет, самых различных профессий. Работают добровольцы рядом с профессиональными археологами, кроме того слушают лекции об археологии и музеях, в выходные отправляются на экскурсии по достопримечательным местам Ленинградской области. Для французов, трудившихся здесь в первую волонтерскую смену, к примеру, стало откровением посещение Выборга, а также рассказ о событиях Второй мировой войны на территории области.
Работают археологи и волонтеры
Этим летом археологи и волонтеры на территории крепости, где больше сорока лет не велись археологические изыскания, нашли немало артефактов: русский и шведские изразцы, части курительных трубок, ключи, наконечники стрел для арбалетов, боевые топоры, картечь. Кстати, старинную английскую монету времен короля Эдуарда I (XIII век) нашел именно французский молодой волонтер.
Среди волонтеров — семьи. Например, отец и сын Гайдуковы из поселка Сиверский — Олег, авиационный техник в Пулкове, и Филипп, который в этом году закончил школу. Для них это первый волонтерский и археологический опыт, да и вообще, они в Копорье в первый раз в жизни и впервые в жизни видят средневековую крепость.
Волонтеры отец и сын Гайдуковы
Елизавета Алексеевская и Илья Бахтин вместе учились в школе в Тобольске, вместе — в Томском медицинском университете, в 2011-м приехали в Петербург, продолжали учиться, сейчас оба — кандидаты наук, Илья — психолог, Елизавета — медицинский биохимик. Волонтерский археологический опыт для них важен и интересен. А Копорье — настоящее открытие, влюбившись в Петербург, они еще не успели как следует узнать Ленинградскую область, а эта волонтерская смена позволила расширить кругозор. Вторая волонтерская смена завершится 17 августа, а археологи будут копать в Копорье до середины сентября — на территории, где некогда стоял Комендантский дом (постройка начала, появившаяся в крепости после завоевания Копорья Петром I в 1703 году).
Илья Бахтин и Елизавета Алексеевская
Руководитель экспедиции сотрудник Института материальной культуры РАН Александр Липатов показывает находки, рассказывает о каждой. Журналисты уже успели увидеть, что археологи нашли захоронения, конечно, вопросы сразу об этом.
Найденные артефакты
Археолог отвечает, что здесь около церкви Преображения (она хоть и почти руина, но в ней идут службы, а проект реставрации храма создан и ждет воплощения) находилось кладбище, хоронить на котором перестали в конце позапрошлого века. Сейчас найдено десять погребений.
Церковь Спаса-Преображения, в ней крестили будущего художника Ореста Кипренского
Археологическим раскопкам предшествовали противоаварийные работы, а после того, как завершат археологическую часть, приступят к планированию реставрации и консервации памятника.
Крепость Копорье — объект культурного наследия федерального значения, впервые упоминается в новгородских летописях за 1240 год.
Фотографии: Галина Артеменко