Вторую неделю российские соцсети безостановочно трясет от чемпионата мира по футболу. По традиции оппозиционно настроенные граждане восприняли турнир как личное оскорбление; жалобы на бездарно потраченные деньги в России появляются по умолчанию. Победы над Саудовской Аравией и Египтом считаются какой-то хитроумной каверзой Кремля, поражение от Уругвая — символом его же, Кремля, поражения. Журналист Михаил Шевчук объясняет, почему не стоит винить футбол во всех проблемах русской жизни, даже если ты его не любишь.
Трудно любить футбол в России. Куда ни ткнешь, попадешь в социалку. Болеешь за «Зенит», а он жирует на деньги «Газпрома», которые, как известно, народные. За «Спартак» — а там «Лукойл» и все те же народные деньги. За какой-нибудь другой клуб — а они почти все из региональных бюджетов кормятся. Любитель футбола в любом случае получается подлец, объедающий соотечественников. Если он не аскет, проповедующий футбол в традициях дальних уголков черной Африки, где играют на пустыре босиком.
Интересно, что при этом те же люди не стесняются вздыхать по советскому футболу. Который, вообще-то, был целиком государственным, до последнего рубля. Государство же обязано граждан не только кормить, но и развлекать. Вот оно и развлекает.
Иначе и траты на театр должны смущать. Не бездарно ли тратить деньги на оперу, у которой любителей в десятки раз меньше, чем у футбола? Практически вся культура дотационна, но это ведь тоже деньги пенсионеров, которые Большой театр только на сторублевках и видали.
Ошибочно представлять дело так, что если бы не чемпионат мира, то на все эти миллиарды были бы повышены пенсии, починены дороги и построены детские сады. Природа происхождения денег в России иная: может быть, в какой-нибудь Швейцарии существует определенный объем денег, которые граждане могут направить туда или сюда. У нас деньги появляются исключительно вслед за крупным проектом, и если нет проекта, то и денег нет, так что направлены они больше не могут быть никуда.
Нет такого выбора — чемпионат мира или пенсии. Долго объяснять, но поверьте, — и на митинги против повышения пенсионного возраста люди не выходят не потому, что сборная России забила пять голов сборной Саудовской Аравии. Это отмазка тех, кто на митинги не вышел и никого не вывел.
Привычка все измерять Путиным в России укоренилась. Но вы серьезно думаете, что все эти тысячи перуанцев, аргентинцев и японцев приехали сюда оценить, хорош Путин или плох? Да плевали они на него. Футбол был до него, и будет после него, футбол пережил всех европейских диктаторов и все войны. Оно, конечно, может быть, и обидно, что уедут они обратно, так и не узнав, что у нас тут кровавый режим. Но будем откровенны, нам ведь тоже до перуанских проблем дела особо нет. Когда люди приходят в гости, они обычно меньше всего хотят начать влезать в семейные разборки хозяев.
У нас в кои веки за 20 прошедших лет и на последующие 10 проходит мероприятие, в котором Путин не играет центральной роли. Да вообще никакой не играет! Для футбольных болельщиков на целый месяц наступила «Россия без Путина», в которой можно собираться на центральных улицах без всяких полицейских ограждений, тусоваться с иностранцами, и, вообще, почувствовать себя так, как будто нет никакого Путина.
Понятно, что все веселье закончится после финального свистка. Но оппозиции бы стоило использовать этот месяц для иллюстрации того, как могло бы житься в открытой и свободной стране с безвизовым режимом.
А футболисты проигрывают и выигрывают просто потому, что играют как умеют.
Михаил Шевчук, «Деловой Петербург»