В варшавской галерее «Захента» выставкой «Будущее будет другим» представлена Польша времен Второй республики (1918−1939). Там мы видим Польшу, обретшую независимость в период между двумя мировыми войнами — что произошло за два десятилетия в плане социальной модернизации?
Как это было?
Выставка, прежде всего, об этом — архитектурные поиски, новации в образовании, эмансипация женщин, кооперация, досуг, кино, театр. Создатели выставки нашли к ней отличный эпиграф — слова, написанные в 1921 году Зофьей Дашиньской-Голиньской — суфражистки, феминистки, социалистки и польского сенатора:
«Но мы живем в надежде, что будущее будет другим».
«Будущее будет другим» — эти слова на разных языках повторяли миллионы людей в Европе после Первой мировой войны, но никто не мог предвидеть кошмара Второй мировой. Мы, вглядываясь в лица на фотографиях, пересматривая старую хронику и перечитывая документы той поры, думаем — а что стало с теми людьми, пережили ли они войну?
Будущее будет другим. Каким? Нет ответа. «С одной стороны, в этих словах — вера в новое, лучшее будущее отражает дух эпохи, с другой стороны, она содержит утопизм, который был жестоко разоблачен Второй мировой войной и послевоенным периодом», — пишут создатели выставки.
Фото: Игорь Руссак
В шести залах Захенты — о будущем, которое для нас уже прошлое и мы знаем, что было после. Мы знакомимся с идеями новой архитектуры рабочих кварталов, продвигаемых Варшавским строительным кооперативом.
Фото: Игорь Руссак
Все должно быть универсально, удобно, красиво, практично и рядом — дома со светлыми квартирами, спортивные площадки, кино и дома культуры.
Идеи Баухауса воплощались тогда в Европе — от Германии до СССР. «Давайте создадим новую гильдию ремесленников, без классовых различий, которые возводят барьер высокомерия между ремесленником и художником. Давайте вместе придумаем и построим новое здание будущего, где архитектура, скульптура и живопись сольются в единое целое, и которое однажды руки миллионов рабочих поднимут к небесам, как хрустальный символ новой веры», — писал Вальтер Гропиус, немецкий архитектор и один из основателей Баухауса. Вот кухня, спроектированная для домов кооператива в районе Жолибож молодой Барбарой Брукальской — той самой будущей знаменитой Барбарой, основоположником создания концепции современного жилья в Польше — все функционально до предела и невероятно удобно, вплоть до гладильной доски, убирающейся в стену.
Фото: Игорь Руссак
«Свободное время», «досуг», «спорт» — за два межвоенных десятилетия появились спортивные площадки и стадионы в столице Польши. Модный культ загорелых высоких красивых людей.
Фото: Игорь Руссак
Вот они тут на выставке — в кадрах хроники и на живописных полотнах — прыгают в воду с трамплина, плавают, катаются на лыжах.
Фото: Игорь Руссак
В Варшаве был создан кооператив для организации досуга и туризма. Он пропагандировал увлечение туризмом среди рабочих. Кооператив остался в истории как основатель существующей и по сей день курортной виллы Анталувка — в Закопане, в межвоенные десятилетия туда приезжали известные режиссеры, поэты, архитекторы, бывал там, к примеру, Владислав Броневский, польский поэт трагической и типичной судьбы — узник польских тюрем и советских лагерей. Он прошел войну с Армией Андерса, не сумел жить в эмиграции и вернулся в Польшу. На просьбу руководителя советской Польши Болеслава Берута написать новый польский гимн, Броневский принес лишь листок со словами «Jeszcze Polska nie zginęła». Он так и не дождался при жизни публикации своих военных стихов. Но, отдыхая в Закопане, Броневский не мог предвидеть этого страшного будущего, он еще не написал вот это:
Была бы в руках винтовка, что осечки в бою не даст, —
И что мне песок ливийский, что мне сибирский наст,
Что мне лагеря и тюрьмы, голод, цинга, скитанья —
Как хлеб и патроны, радость кладу я в солдатский ранец!
Мне ни к чему награды, ни к чему мне венки и слава,
Мне бы крепкие сапоги, чтоб в них дойти до Варшавы.
Новые социальные технологии
Межвоенное двадцатилетие в Польше — это время эмансипации женщин, получивших избирательное право, активно участвовавших в политике, успешно пробующих себя в новых социальных ролях. Женщины начали открыто обсуждать сексуальное просвещение, материнство, право на аборт. Женщины вступают в область современных визуальных искусств, новым языком говорящих о насущных и болезненных вопросах.
Фото: Игорь Руссак
Львовский фотограф Янина Мержецка, супруга известного дерматолога Хенрика Мержецкого, создает знаменитую серию «Рабочие руки» — 120 фотографий — руки рабочих людей разных профессий. Эта серия одновременно стала и документом для научных исследований мужа-дерматолога и сильным современным художественным проектом, демонстрировавшимся в ряде крупнейших городов мира. Янина после Второй мировой переедет в Варшаву и в 1947 году будет снимать разрушенную польскую столицу — эти фотографии тоже станут документом эпохи. Но о таком будущем фотохудожник из Львова пока еще ничего не знает.
Фото: Игорь Руссак
Межвоенная Варшава — это и новая педагогика. Януш Корчак с соратниками, общественные объединения вроде Рабочего общества друзей детей, открытие новых детских садов типа «Стеклянного дома» в Жолибоже. На выставке «Будущее будет другим» на огромных экранах нон-стоп шли кадры фильма Александра Форда (Моше Лившица) «Дети должны смеяться».
Фото: Игорь Руссак
Он снял его по заказу руководителя детского противотуберкулезного санатория Włodzimierz Medem Шлойме Гилиньского, чтобы с помощью фильма найти денег для поддержки этого уникального проекта. Здесь лечили и учили еврейских и польских детей, здесь было детское самоуправление, яркая интересная жизнь.
На экране дети смеются, играют в футбол, смешно маршируют. Нацисты потом отправили всех в Треблинку, а здания санатория были разрушены уже в 70-е годы минувшего века. Фильм Форда получился совсем не рекламным, а художественным высказыванием, безусловно, под влиянием фильмов Эйзенштейна. Он не был широко показан в межвоенной Польше и стал достоянием публики только в наши дни.
Фото: Игорь Руссак
Будущее будет другим. Ни эти дети, ни Януш Корчак не могли предвидеть своей страшной участи. А Александру Форду суждена будет и популярность в Польше и слава на Каннском фестивале, и эмиграция, когда работать в социалистической и вместе с тем антисемитской ПНР стало совсем невыносимо. Он покончит с собой в американском Неаполе в 1980 году.
Фото: Игорь Руссак
С высоты нашего знания мы вглядываемся в прошлое, которое не отпускает. Как писала Анна Ахматова «Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет». И каждое поколение говорит себе: «Будущее будет другим».
Фото: Игорь Руссак
Национальная галерея искусств «Захента» — одна из старейших художественных галерей в Польше. Галерея расположена в центре Варшавы, в здании, построенном в 1898—1900 годах по проекту архитектора Стефана Шиллера в стиле эпохи Возрождения. Шиллер стал победителем третьего и четвёртого этапов конкурса на проект выставочного здания, объявленного в 1862 году Обществом поощрения художеств.
Фото: Игорь Руссак
Официальное открытие галереи состоялось 15 декабря 1900 года. Во время Второй мировой войны здание избежало серьёзных разрушений, в период оккупации в галерее был размещён Дом немецкой культуры. Реставрационные работы были проведены в 1945 году, в 1965 году здание Национальной галереи искусств «Захента» было внесено в реестр памятников Польши.
Перевод: Войцех Агнежа
Публикация приурочена к 100-летию независимости Польши
Другие публикации серии:
«Самоуправление — это крепость, которая охраняет демократию«
«Полезное кафе» — для всех варшавян