Георгий Полтавченко представил отчет правительства Петербурга за 2017 год. По оптимизму сравнить его можно разве что с отчетом премьер-министра Дмитрия Медведева — никакого кризиса, все растет и Россия впереди планеты всей. Слушая выступление Полтавченко в Мариинском дворце, несколько раз возникало желание воскликнуть: «Хотелось бы жить в таком городе». Зачем на Марсовом поле собираются, видимо, «забияки» — из выступления так и осталось непонятным — на выборы же пришли!
Без Путина нет рождаемости
Первое, что бросилось в глаза и уши — елейные словеса по отношению к президенту Владимиру Путину: «…В том, что убедительная победа Владимира Владимировича Путина на состоявшихся 18 марта выборах приведет к прорывному развитию всей страны, сомнений, я думаю, нет ни у кого. Ни у меня, ни у вас, уважаемые депутаты, ни у абсолютного большинства горожан, безоговорочно поддержавших нашего, петербургского президента».
Как пророчески говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «С Креста, данного Богом, не сходят — с него снимают». Поэтому «прорывное развитие страны», которое пророчит нам губернатор, будет продолжаться до скончания века президента.
Ну, а дальше опять пафос: «С его помощью и при его непосредственном участии Петербург уже шагнул вперед, как никто другой в России. После 2000 года преодолена дистанция огромного размера, когда темпы преобразования городской среды опережали обычный ход времени. Из Петербурга, каким ему быть не должно, наш город в значительной мере превратился в Петербург, каким ему подобает быть — сообразно его великой истории и заслугам перед Отечеством».
Нет, я не планирую переписывать весь отчет целиком, просто хотелось передать этот пафос, который присутствовал в течение всей 110-минутной речи. Нет, конечно, иногда губернатора выдавали нюансы, ну например: «Ожидаемая продолжительность жизни в Петербурге достигла исторического максимума — 75,4 года». Придирка к сочетанию понятий «ожидаемая» и «достигла». В общем желание было принято как достигнутое, причем в каждом абзаце.
Оптимизм из уст выступающего прямо-таки мироточил тягучей рекой елея. Причем, порой, весьма неожиданно. Например: «Мы вновь добились снижения смертности, причем младенческой до небывало низкого уровня — 3,6 на тысячу рожденных живыми».
Или еще: «Недавно Росстат пересмотрел и увеличил наши показатели валового регионального продукта за 2015 и 2016 годы. Санкт-Петербург по объему ВРП впервые поднялся в тройку лучших в России». То ли Росстату в свое время не дали правильные цифры, то ли Росстат согрешил.
Ну и далее по тексту. И про уровень безработицы, когда еще 10−5 лет назад Петростат говорил об официальных 0,7−0,8%, а нынче «уровень безработицы, по методике Международной организации труда опустился до 1,5%". И про многое другое.
Меня, как комментатора, больше интересовали проблемные места Петербурга. Их в нем, оказывается, практически не осталось. Разве что, несмотря на растущее население, и особенно, подростковое, у нас при трех миллионах сданных квадратных метров жилья построено за год лишь две школы.
Ну или парк Сосновка, который власть не решилась перевести в особо охраняемую природную территорию (ООПТ), оставив его в составе ЗНОП, что несколько снижает его госохрану. Но как и в случае со школами, эти две позиции были представлены как достижение, а отнюдь не сомнительными. Пожалуй, и все на этом.
Диалоги с парламентариями
Полуторачасовое «головокружение от успехов» могли притормозить только депутаты. Первой задала свои вопросы Оксана Дмитриева («Партия роста»). Она считает, что не все стратегические инвестиционные проекты города достойны осуществления и отметила, что вообще большая часть из 55 стратегических проектов Петербурга «устарели или же являются весьма спорными». В частности, к ним она относит: «Невскую ратушу», город-спутник «Южный», а также проект строительства океанариума в парке Интернационалистов.
«Вместо океанариума построят торгово-развлекательный комплекс. Но ведь в вашем докладе не было сказано, что ТРК относятся к стратегически-инвестиционным проектам. А таким проектам участки предоставляют на льготных условиях, социального обременения нет. Не назрел ли вопрос о комплексной ревизии таких проектов?» — вопрошала губернатора Дмитриева.
Забыв об активных протестах местных жителей, губернатор пояснил, что считает проект в парке Интернационалистов хорошим:
— Мне этот проект нравится. Он интересен чем? Во-первых, суммой — 15 млрд рублей пополнят бюджет города. Возникнет большое количество рабочих мест. К тому же это уникальный проект, потому что там будет океанариум с научной и с развлекательной составляющей. Отмечу, что площадей под ТРК будет меньше, чем площадей, которые отдают на социальные нужды. Думаю, проект будет пользоваться успехом у горожан, — считает господин Полтавченко.
Для тех кто понимает, могу припомнить один пример — «Дворец танцевального спорта» в Выборгском районе, когда по итогам народных выступлений стройку отменили. Все дело в том, что когда проект принимался на правительстве города, было заявлено о двухэтажном сооружении, а на поверку, как говорится, «собачка подросла» до 7 этажей. Формулировка тогдашнего вице-губернатора Романа Филимонова была весьма лаконичной: «Да это же торговый центр с вкраплением танцев». Так что, «плавали, знаем».
Депутат Борис Вишневский («Яблоко») обратился к градоначальнику с вопросом о том, что в центре города часто не согласовывают публичные акции, а также напомнил, что из числа гайд-парков было исключено Марсово поле.
«Буквально вчера мне отказали в проведении массового пикета, так как на месте у Балтийского дома была заявлена съемка ролика администрацией. Я пришел посмотреть на эти съемки, а площадь оказалась пуста», — заявил депутат.
В ответ губернатор сказал, что в Петербурге за 2017 год прошло 2 тысячи публичных акций. Однако, по его словам, при их согласовании всегда учитывали вопросы безопасности и удобства пользования инфраструктурой. При этом, когда город предлагал поменять время или место, заявители часто обращались в суды, и все они вставали на сторону чиновников. Также Полтавченко добавил, что город еще ни разу не отказал в согласовании митингов на площади Ленина.
«Честно скажу, я вас знаю как человека уважаемого в городе, весьма неглупого, давайте не будем всегда передергивать. Акция привлекает людей не местом, а темой, а втягивать людей, которым это неинтересно, не нужно», — отметил губернатор, добавив, что в центре города людям интересно смотреть на красоты архитектуры.
Подземка выше космоса
В целом же нельзя не отметить умение Георгия Сергеевича (или его спичрайтеров) красиво уходить от тонких моментов по тем или иным вопросам. Взять хотя бы ЗСД: «Пересматривать условия концессии означало бы потерять доверие инвесторов. В этом случае и речи бы не могло быть о строительстве Восточной широтной магистрали». Губернатор добавил, что «выгода города на данном этапе проекта заключается не в получении прибыли от эксплуатации трассы, а в самой возможности петербуржцев уже почти два года пересекать дельту Невы за 20 минут».
Хотя тем, кто в курсе того, как он строился, известно, что большая часть трассы построена на деньги города, что отнюдь не соответствует понятию ГЧП. Или милая фраза о метро: «Петербург еще никогда не тратил на строительство метро так много, как сейчас — порядка 30 млрд рублей. Со времен полета Юрия Гагарина в космос город не вводил сразу 5 новых станций» и пообещал аж целых 6! Правда, не сказал, что метростроители бастуют из-за невыплаченных зарплат, а сами станции после ЧМ 2018 могут нечаянно либо закрыться, либо будут не очень-то востребованы.
Свое выступление он подытожил тем, что, безусловно, «в зачет» спичрайтерам, и самому губернатору города, упомянув что Стратегия-2035 будет им лично представлена осенью:
«А тем, кто считает, что сейчас не время строить планы, приведу слова из одной книги, изданной городом в отчетном году. Это «Стенограммы заседаний Ленинградского городского совета в 1941—1942 годах». 25 декабря 1941-го, в трудные дни первой блокадной зимы, исполком обсуждал вопрос очистки трамвайных путей от снега. Были сомнения, стоит ли в мороз выводить на эту работу голодных и обессиленных людей, если тока все равно нет? Ответ в документе подчеркнут такой: «Есть или нет трамвай, все равно. Надо непрерывно поддерживать пути в чистом виде. Ибо в один прекрасный день электроэнергию дадут».
Я желаю всем нам такой же непоколебимой веры в наш город и в нашу великую Родину, как у наших с вами блокадных предков. Полностью поддерживаю последнюю фразу губернатора.
От себя хочется все же добавить еще 5 копеек. Георгий Сергеевич в своей речи сообщил: «Появились первые цветы в парке «Парад садов» на пересечении Пулковского и Петергофского шоссе»… Лично у меня Пулковское и Петергофского шоссе, так случилось, пересекается в моем сердце. Но вот географически — нет.
Но цветы пусть растут, главное, чтобы красивые и в нужных местах.