Истории

Дорого и плохо

Шокового подорожания товаров и услуг не ожидается. Однако цены в магазинах будут расти, а качество продуктов ухудшаться. Дабы поднять покупательную способность у горожан, маркетологи будут придумывать новые уловки. Корреспондент MR7.ru выяснил у главы Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, к чему нам стоит готовиться и стоит ли опасаться дефицита продуктов.

— Как может отразиться нынешнее падение курса рубля на жизни обычных граждан, стоит ли ожидать повышения цен в магазинах?

— Такие опасения есть, причем цены вырастут вообще на все. Это касается не только торговли.

Я вижу две причины, которые будут этому росту способствовать. Дело в том, что мы сильно завязаны на импорте. Как бы нам не рассказывали про импортозамещение, подавляющее число продуктов питания у нас импортные. Приведу пример, допустим, в Россию привезли рис, а расфасовали его у нас. В итоге на упаковке стоит российская маркировка, но по факту крупа привозная. Кроме того, у нас значительная часть продукции производится на импортном оборудовании из импортного сырья по импортным технологиям. А импорт — это валюта. Вторая причина заключается в том, что крупные собственники живут в валютном мире. Из-за снижения курса рубля они не готовы поступиться уровнем своих доходов.

— Насколько резко могут скакнуть цены в магазинах?

— Не думаю, что будет резкий скачок. Я склонен доверять специалистам, которые говорят, что нынешний рост курса евро носит панический характер. А поскольку во многом он завязан на уровень нефтяных цен, а они сейчас находятся в приемлемом диапазоне, я думаю, что и евро и доллар немного опустятся.

Поэтому лавинообразного, шокового роста цен я не жду. Кроме того, рост цен будет зависеть от сроков контрактных обязательств. Поэтому если тенденция падения курса рубля продолжится, то новые контракты будут заключаться на других условиях. Что отразится на ценниках в магазинах. Также не стоит забывать, что вопреки всем экономическим реалиям крупный бизнес всегда будет использовать любой повод, чтобы обосновать повышение цен в свою пользу.

— Можно ли предсказать насколько все подорожает?

— Спрогнозировать это практически невозможно. На самом деле объективный рост цен — это покупательная способность граждан. Потому что даже хлеб, без которого мы не можем обойтись, если завтра он будет стоить, допустим, 1000 долларов за буханку, то мы не сможем ее купить.

Люди опять начнут заниматься огородами. Тут все очень хрупко. Если цены поднимутся слишком высоко, то население просто откажется от многих товаров и услуг, потому что не сможет их приобрести. Другое дело, что и власть заинтересована в том, чтобы хоть какое-то подобие спокойствия в обществе сохранить. Поэтому будет достигаться компромисс, между интересами крупного бизнеса как правящего класса, и необходимостью сохранять социальную стабильность. Вот где будет найдена точка этого равновесия, спрогнозировать невозможно.

— Возможно, она будет найдена благодаря различным маркетинговым ходам.

Когда мы говорим о повышении цен, надо разобраться, что мы понимаем под эти термином. Многие это понимают банально переписыванием ценника. Сегодня, допустим, хлеб стоит 50 рублей, завтра — 100, послезавтра — 200. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что нас как потребителей интересует не сама цена, а соотношение цена — качества.

Я думаю, что повышение цен будет больше сводиться к ухудшению качества продуктов и к маркетинговым ходам. Когда ценник на молоко остается прежним, только упаковка станет меньше, но внешне это будет незаметно. Будет падение качества.

— Многие, вспоминая 90-е годы, боятся увидеть в магазинах пустые полки.

— Таких историй сейчас не может быть в принципе. Дело в том, что пустые полки относятся к первой половине 90-х годов. Тогда в силу особенностей советской экономики мы по многим позициям имели тотальный дефицит и психологию дефицита.

Особенности современной экономики заключаются в том, что она имеет в 100 раз больше мощностей по производству товаров и услуг, чем человечество может потребить. Поэтому дефицита товаров не будет. А если кто-то решит этим заняться, то моментально появится конкурент. Причем он не будет оглядываться на какую-то классовую солидарность или национальные интересы. Еще Карл Маркс говорил, что нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради прибыли в 300%, он не рискнул бы, даже под страхом виселицы.

share
print