Истории

Трогать! Все можно трогать!

В Манеже — новый проект «Прикосновение», которого в нашем городе никогда в таких масштабах не было — все выставочное пространство открыто, универсально, то есть доступно для людей с ограничениями в передвижении. И здесь все можно трогать! Скульптуры Вадима Сидура, ленинградских и петербургских скульпторов.

«Трогать! Все обязательно трогать!» — скульптор Марина Спивак, чьи работы среди других представлены на выставке, сказала, что такие таблички она бы поместила на выставке. Пока их нет, но этикетки, напечатанные брайлевским шрифтом, есть.


Проект продлится до 4 апреля, и туда надо прийти — чтобы посмотреть, как это сделано, потому что среди нас живет немало людей, которым трудно выбраться из дому и путешествовать в транспорте и по улицам, которые не видят совсем или видят недостаточно, людей с ментальными расстройствами и расстройствами аутистического спектра. Много разных людей, которых до сих пор еще мало на улицах, потому что универсальной среды нет.


«Прикосновение» в Манеже продлится до 4 апреля, в рамках проекта проходят события, которые интересны для всех — 30 марта в рамках инклюзивного выставочного проекта «Прикосновение» детский мастер-класс по живописи от «Даун центра». Под руководством художника Екатерины Соболевой юные гости Манежа и подопечные «Даун центра» попробуют себя в роли пейзажистов. Зарегистрироваться на событие можно на сайте Манежа. Чтобы увидеть 31 марта документальный фильм о трех молодых людях с кохлеарными имплантами, надо тоже только зарегистрироваться на сайте Центрального выставочного зала. Фильм «Пусть мир услышит!» — о тех, кто вернулся с помощью современных технологий, медицины и реабилитации в мир звуков.


Тема инклюзии все больше набирает популярность среди музейного сообщества, о ней горят на форумах, Эрмитаж задает тон, проводя международные конференции и устраивая выставки и совместные проекты вместе с некоммерческими организациями — это «Перспективы» на Манифесте и Центр «Антон тут рядом», студенты вместе с лучшими художниками Императорского фарфорового завода представили выставку в Главном штабе.


Разговор об инклюзии в культуре прошел вчера и в Манеже: был представлен целый ряд значительных проектов последних лет — «Музыка для всех» и «Особый театр» благотворительного фонда культуры и искусства «ПРОАРТЕ», «Открытый оркестр», когда в буквальном смысле слова внутри оркестра рядом с исполнителями на концерте оказываются слушатели, в том числе и люди с инвалидностью (оркестр «Таврический» сыграл так на открытии «Прикосновения», и будет еще один концерт), проект «Глубоко внутри» студии «Гонзо-дизайн», который рассказывает о том, как живут люди в психоневрологических интернатах, Ольга Гончарова из Русского музея рассказала, как непросто было найти средства на музейный видеогид для неслышащих «Слышишь?».


При создании инклюзивных проектов универсальности быть не может, проект «растет изнутри», каждый опыт — штучная работа, «тиражировать модели» невозможно — уверена Елена Коловская из «ПРОАРТЕ». Ирина Дрозденко (благотворительный фонд «Место под солнцем», Ленобласть, подняла вопрос о том, есть ли единый портал, чтобы узнать, как обстоят дела с универсальной средой в Петербурге в целом — надо еще до культурных институций добраться, да и как у этих институций внутри с доступностью дела обстоят — тоже бы хорошо видеть на едином портале о доступной городской среде. Портал-то есть, http://www.city4you.spb.ru/
Но, во-первых, его, если не знаешь, не сразу найдешь, во-вторых, работать с ним неудобно.


Наталья Камолинкова — «блогер на колесах», девушка, перенесшая инсульт и теперь передвигающаяся на коляске, говорила о важных вещах: «Я не хочу, чтобы о таких людях как я говорили или с жалостью, или с гордостью». И она считает, что лучше сказать «человек с инвалидностью», чем человек с ограниченными возможностями. В своем «Инстаграме» она попросила подписчиков написать, как они сами изменились за то время, пока читают ее посты и смотрят фото. Пришло более ста ответов, люди писали, что «перестали отводить глаза от инвалидов, относиться только с жалостью и чувствовать себя неловко».


Зоя Попова, исполнительный директор Центра «Антон тут рядом», рассказала, что совсем скоро центр сможет представить рекомендации для музеев относительно создания среды и общения с людьми с расстройством аутистического спектра (РАС). Проект «Манежа» «Прикосновение» — он и о том, как музейное сообщество учится работать для всех.

share
print