Анализ закупок продуктов питания девяти самых узнаваемых медицинских учреждений Петербурга (как федерального, так и местного подчинения) за 2016—2017 годы выявил ряд странностей. В одном городе практически в одно и то же время разные больницы покупают у одних и тех же поставщиков продукты по разным ценам.
На двери каждой больницы Петербурга можно встретить табличку «Посещение больных с…» и время. Возле нее обычно толкутся родственники: кто с сумками, кто с пакетами, кто с контейнерами. В них — домашняя еда. Каждый, кто лечился в российских больницах, сталкивался со скудным рационом питания. Традиция носить родственникам еду в больницу пошла еще с советских времен. И, судя по отзывам пациентов питерских больниц на интернет-форумах, актуальна и сегодня.
«Кормёжка — это, конечно, что-то…», — делится впечатлениями экс-пациентка Покровской больницы. — «Не было ни дня, чтобы нам не дали капусты! Мерзкая капуста, косящая под тушеную. Брр. По всему отделению ходила шутка — у главврача подписан договор с капустным магнатом. И ты начинаешь в это верить».
Питанием пациентов в государственных больницах Петербурга, в основном, занимаются сами медучреждения. Они закупают продукты, утверждают меню и следят за работой поваров в больничных пищеблоках.
Как проверяли закупки
Больницы приобретают продукты, как и все государственные учреждения, по системе государственных закупок. Один поставщик, как правило, выбирается на полгода-год и снабжает больницы основными продуктами: мясом, рыбой, молоком, крупами — всего около 50−70 наименований.
Система госзакупок призвана выбрать оптимальный по качеству товар по минимальной стоимости на основе конкуренции поставщиков. Когда больницы формируют цену, за которую они готовы купить продукты, происходят любопытные вещи. Согласно приказу № 567 Минэкономразвития РФ они должны определять стартовую стоимость, сравнивая ценовые предложения на рынке. То есть запросить цены у трех-пяти поставщиков и вывести из них среднюю арифметическую — эта сумма и станет начальной максимальной.
Администрация Петербурга облегчила жизнь главврачам. В Комитете государственного заказа есть специальный Центр мониторинга и экспертизы цен, который ведет соответствующий реестр. Каждый месяц он запрашивает у различных поставщиков стоимость всевозможных товаров, в том числе продуктов питания, и выводит среднюю и максимальную цену по рынку.
При сравнении цен из реестра со стоимостью продуктов, которые купили больницы, оказалось, что одним медучреждениям удается уложиться в среднерыночную стоимость, другие — «завышают» цены в среднем на 30%. Встречаются и вопиющие случаи, когда чай стоимостью 660 рублей за килограмм стационару обходится в 1 270 руб. Или вафли приобретаются за 1 100 руб./кг при максимальной цене на рынке 330 руб.
Главврачи могут разгрузить сотрудников и воспользоваться данными Центра. Однако почти все проанализированные больницы Петербурга предпочитают самостоятельно выбирать, на какие цены ориентироваться. И не указывают в закупочной документации названия компаний, которым отправляли запросы.
Государственный медицинский университет имени Павлова один из немногих, кто раскрывает свои ценовые «ориентиры». Из его документации и стало ясно, что помимо цифр реестра, больницы могут брать предложения интернет-магазинов, которые не участвуют в поставке продуктов для социальных учреждений. А учитывая обилие информации в Интернете и разнообразные ценовые предложения, определение начальной цены может превратиться в творческий процесс.
Почему так происходит
По мнению руководителя площадки электронных торгов «РТС-Тендер» в Калининградской области Владимира Дулова, причиной завышения цен на продукты может оказаться ограничение конкуренции.
«Когда очень много позиций в одном листе — это реально ограничивает конкуренцию, потому что фирм, у которых есть и хлеб, и заканчивая лаврушкой, найти сложно, их будет 5−6. Найти одного поставщика лаврового листа и закупить на год эту лаврушку — выйдет на них там компаний 10… Например, если у меня свиноферма, и я готов поставлять мясо, я не смогу поставить хлеб. Это не мой профиль. В результате выигрывают оптовики, а не компании-производители», — полагает Дулов.
Так считает и Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ): в своих рекомендациях антимонопольщики советуют не укрупнять лоты на питание, поскольку это «влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств». Впрочем, эта позиция не устояла в суде — в 2012 году питерское УФАС проиграло дело об укрупнении продуктовых закупок.
«Все продукты питания участвуют в едином процессе обеспечения пациентов, в связи с чем являются технологически и функционально связанными между собой», — комментирует заместитель председателя комитета Яна Кабушка, апеллируя к закону «О защите конкуренции». Дробление продуктовых закупок на мелкие лоты в Комитете здравоохранения и вовсе считают вредным, поскольку это «может привести к срыву процедуры — увеличению стоимости, отсутствию интереса для поставщиков из-за небольшого объема».
Между тем некоторые питерские больницы продолжают следовать рекомендациям ФАС РФ. Благодаря тому, что Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Джанелидзе отдельно «отыграл» рыбную продукцию, на торги заявилась компания «Аквамар», которая торгует только рыбой, и продала ее больнице по хорошей цене. Впрочем, дробление не всегда означает экономию: Научно-исследовательский институт травматологии имени Вредена разбил закупки по разновидностям, но все тендеры выиграла компания ООО «Вкус», поставив товары не по самым низким ценам.
Как это сказывается на бюджете больниц и питании пациентов?
В 2017 году больницы Санкт-Петербурга получают на питание одного взрослого человека 430 рублей в сутки. Если умножить на месяц, это даже больше официального прожиточного минимума в России. Минздрав обязывает соблюдать калорийность и химический состав пищи, а также размер порций. Исходя из этих параметров и меню, главврачи рассчитывают объем продуктов, который нужно купить на год. Завышение цен может привести либо к перерасходу средств на питание (тогда главврачам придется залезть в другие статьи расходов: например, может пострадать фонд заработной платы или закупка медикаментов/расходных материалов) или к нехватке ряда продуктов. А учитывая, что контроль за качеством питания на постоянной основе осуществляют сами больницы, нехватку продуктов несложно нивелировать — например, давать пациентам блюда из одной капусты, как жаловалась пациентка Покровской больницы.
На помощь главврачам приходит и приказ Минздрава РФ № 330, который регламентирует химический состав и энергетическую ценность лечебной еды. В нем говорится, чем можно взаимозаменить продукты, если каких-то не оказалось на складе. «Дотянуть» до нормы блюда можно белковыми смесями и витаминно-минеральными комплексами. Причем протеином в день можно заменить около четверти белковой продукции. Главное, отклонение веса порции от нормы не должно превышать 3%.
Вместо эпилога
Главврач Клинической больницы № 122 имени Соколова Яков Накайтис поблагодарил редакцию MR7.ru за подробное изучение закупок, произведенных больницей. Оказалось, что наше расследование помогло руководителю обнаружить в одном из тендеров техническую ошибку. Когда мы сообщили в запросе, что 13 февраля 2017 года больница приобрела манную крупу по 1 640 руб. при максимальной цене в «Реестре» — 41 руб. и средней — 33,33 руб., выяснилось, что имелся в виду черный перец. При этом выигравший тендер поставщик догадался, о чем идет речь, и привез нужный товар. Завышения по другим наименованиям продуктов Накайтис не прокомментировал. Однако добавил, что «в целом цены контракта могут незначительно отличаться от цен Реестра как в большую, так и в меньшую сторону». Реестр администрации Петербурга «не всегда отражает реальную ситуацию с ценами на продукты питания и не является обязательным к применению при расчете начальной (максимальной) цены».
Ответа руководства Национального медицинского исследовательского центра имени Алмазова, откуда поступил звонок с просьбой выделить на подготовку сообщения чуть больше стандартной недели, мы ждали более 40 дней. После чего справили по запросу поминки.
Фотографии: Марьяна Хуснеева
Инфографика: Андрей Быков
Расследование выполнено при поддержке SCOOP Russia — сети журналистов-расследователей, i-scoop.org