Истории

Горожан поставили на счетчик

Под видом обязательных проверок петербуржцев дурят продавцы счетчиков воды.

«Ко мне в почтовый ящик накидали левых извещений от какой-то Единой городской службы по учету водоснабжения, — рассказывает жительница Оборонной улицы Ольга Пухова. — В них сказано, что нужно делать срочную проверку счетчиков учета воды. Извещения очень похожи на реальные, но это какой-то обман».

Бдительную девушку насторожил внешний вид «извещения». Оно оформлено, как квитанция от жилищно-коммунальной службы. При этом явно ею не является. Не написан адрес и сайт Единой городской службы, единственный указанный контакт — мобильный телефон. По нему Ольга и позвонила, пытаясь разобраться, в чем дело.

внимание на квитанции

Фото: МР

Оператор, отвечавший на звонок, сообщил, что проверка, о которой говорится в рассылаемых бумагах, в общем-то и не нужна. Необходимо просто сообщить год установки счетчика, а дальше «служба» примет решение, менять его или нет.

В течение сентября жители разных районов Петербурга стали получать объявления о необходимости срочной проверки приборов учета воды. Они замаскированы под официальное извещение и квитанцию, а организация, рассылающая их, носит громкое и официальное название. В квитанции указаны сроки проведения такой проверки.

Жильцов пугают федеральным законом и утверждают, что отказавшимся придется платить за коммунальные услуги по общему нормативу.

Как распознать обман:

В «извещениях» не указан адрес организации;

Работники организации не сообщают ФИО руководителя. Вместо этого они стараются перевести тему и заговорить зубы;

Частные компании употребляют в извещениях слова «единый», «городской», «администрация». Уточните, с каким городским комитетом работает эта организация;

Никаких общих дат проверок счетчиков быть не может.

Недовольный дом

Ольга Пухова после общения с коллцентром «Единой городской службы по учету водоснабжения» нашла в интернете множество отрицательных отзывов об этой организации. Компании со схожим названием действуют не только в Петербурге, а люди, обратившиеся к ним, затем жалеют о переплаченных деньгах.

Как узнать, что пора менять счетчик:

– из паспорта прибора учета;

– из квитанций по оплате коммунальных услуг;

– из запроса в управляющую компанию.

Ольга повесила в своем подъезде объявление, в котором предупредила соседей, что по вопросам о замене приборов учета лучше обращаться в управляющую компанию, обслуживающую дом. Провисело оно менее суток, но эффект от объявления был.

Когда жительница Оборонной улицы снова позвонила в «службу», разговора не получилось. Оператор записал, что счетчик был поставлен в 2010 году и пообещал перезвонить. Через несколько дней Ольга опять набрала номер организации. Ей сообщили, что все работники заняты. Во время следующего телефонного разговора сказали, что счетчик менять не нужно, а потом трубку уже никто не брал.

Средний срок службы счетчиков на воду составляет 12 лет. По этой причине в ходе проверки может выясниться, что они пригодны для дальнейшего использования.

Счетчик, который не был вовремя проверен на исправность, считается непригодным. Управляющая компания будет выставлять жильцам квитанции за потребление воды по средним нормативам. Они могут быть выше привычных ежемесячных трат.

«Они очень приветливо разговаривали, когда я объясняла, что получила их извещение и что я с Оборонной улицы, — рассказывает девушка. — Но как только я называла номер дома, спешили скорее закончить разговор. Видимо, кто-то из моих соседей тоже звонил и задавал неудобные вопросы. Большинство жителей дома — молодежь, причем люди активные. У нас постоянно проходят собрания. Рядом живут, в основном, пенсионеры или люди предпенсионного возраста и их ввести в заблуждение проще».

Личный опыт

Корреспондент «МР» также получил подобную квитанцию и набрал номер «Единой городской службы по учету водоснабжения». Трубку взял молодой человек. Представляется «Единым контактным центром» (второе название той же самой организации).

— Я живу на улице Генерала Симоняка. Мне пришло от вас уведомление, что необходима поверка счетчиков на воду. Ее еще не поздно сделать? — спрашиваю у оператора.

— Нет. Какого года у вас счетчики?

— 2010-го.

— Их нужно менять, у них срок службы шесть лет. Наш специалист может приехать к вам в понедельник.

— Подождите, мне надо подумать…

— Мы запишем вас на понедельник, а если передумаете, то позвоните нам.

Цену за планируемые работы мой собеседник назвал с удовольствием — 4400 рублей за замену одного счетчика.

Новые правила

В Петербурге отсутствует единый тариф на установку и опломбировку приборов учета. Однако, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением правительства России от 06.05.2011 №  54, житель должен уведомлять свою управляющую компанию о планируемой дате замены приборы учета. В ООО «Жилкомсервис», управляющей компании дома, в котором живет Ольга Пухова, удивились, когда узнали, что менять счетчики учета воды она планирует не у них, а в «Едином центре».

Помните, что на рынке присутствует много компаний, которые готовы заменить счетчик на воду (горячую и холодную), газ, электричество.

Если вы выяснили, что пора менять счетчик, попросите управляющую компанию назвать несколько подобных фирм, и выбрирайте ту, которая дешевле предоставляет услуги.

Над прайсом «центра» там и вовсе посмеялись. Диспетчер «Жилкомсервиса», ответивший корреспонденту по телефону, сообщил, что замена счетчиков вместе с опломбировкой будет стоить порядка 1200 рублей — в три раза дешевле.

Незаметный обман

Несколько лет назад нормативные акты, касающиеся предоставления ряда услуг в сфере ЖКХ, претерпели существенные изменения. В частности, для осуществления метрологических поверок счетчиков компании необходима лицензия. Ее выдает Росстандарт. При этом сама замена счетчиков не требует никаких разрешительных документов.

Главное условие — чтобы после установки они были зарегистрированы в управляющей компании. В отсутствие единого тарифа на установку приборов учета стали появляться сомнительные компании. Вроде «Единой городской службы по учету водоснабжения».

Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский советует петербуржцам не спешить бросать подобные «извещения» в мусорный бак. Прежде стоит попробовать пообщаться с теми, кто их рассылает.

Приборы учета воды следует регулярно проверять на исправность. Счетчик холодной воды необходимо исследовать через 6 лет после установки, а горячей — через 4 года.

Менять водомер необходимо только в том случае, если он не работает или показывает неправильные цифры.

Разговор с одним таким «центром» состоялся и у него самого. Итогом стало обращение депутата в прокуратуру с просьбой проверить деятельность организации и возбудить уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Отправлено обращение было еще вначале августа 2017 года, но ответа от прокуратуры пока так и не поступило. По словам Бориса Вишневского, граждане сообщают ему не только о странных «извещениях», найденных в почтовых ящиках, но и телефонных звонках от назойливых «центров» и «служб».

Некоторым звонившие угрожали штрафами и другими санкциями, вплоть до вызова полиции. Депутат уверен, что вопросы, связанные с заменой коммунального оборудования, необходимо решать с управляющей компанией, обслуживающий дом.

Решение ФАС

Помимо псевдоофициального оформления листовок «Единой городской службы» обращает на себя внимание язык, которым они написаны. Создается впечатление, что их выпустило серьезное казенное учреждение, а тех, кто им не доверяет, ждут неприятности. Летом 2017 года житель Невского района переслал «извещение» «Единой городской службы по учету водоснабжения» в Федеральную антимонопольную службу Петербурга. ФАС провел проверку и вынес организации предупреждение. Выписано оно зарегистрированному в Петрозаводске «Единому центру информационных систем ЖКХ».

Это, таким образом, уже третье название одной и той же компании. Антимонопольное ведомство, сославшись на нарушение закона «О защите конкуренции», потребовало убрать из «извещений» строчку «обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной проверки приборов учета воды в вашем доме» в срок до 30 августа, пригрозив штрафом до 500 000 рублей.

Решение ФАС говорит о том, что претензия возникла не к самому факту существования компании, а к тому, как она ведет бизнес.

Рассылаемые «квитанции» — это всего лишь агрессивные рекламные объявления.

Об интересе других государственных ведомств к «Единому центру» данных найти не удалось. В «Единой городской службе» не стали прислушиваться к требованию ФАС при рассылке «извещений» в сентябре.

"Никаких масштабных, единых на дом, плановых проверок в данном случае быть не может, — комментирует “извещение” Тамара Панченко, руководитель пресс-службы Жилищного комитета Петербурга. — Все собственники устанавливали счетчики в разное время, значит, и срок действия приборов учета не может закончиться в один день. В этом плане листовка однозначно врет и вводит людей в заблуждение".

 

Опыт «Водоканала» и «Петроэлектросбыта»

По словам работников ГУП «Водоканал», неизвестные компании не могут пугать потребителей воды отключением или штрафами за несвоевременную замену оборудования.

Так как счета гражданам выставляют управляющие организации, то им этим и заниматься. «Водоканал» уже сталкивался с тем, что компании, занимающиеся установкой счетчиков, ссылались на его несуществующие «доверенности» и «лицензии». Это заставило службу написать обращение к гражданам. В нем госучреждение просит быть бдительными и не доверять незнакомцам. «Попытка установки или замены счетчика в квартире — это не единственный повод и не первый случай, когда мошенники прикрываются именем «Водоканала».

В последнее время участились случаи мошенничества, когда преступники, представившись сотрудниками предприятия, предлагают различные услуги — продажу разной «чудотехники», установку различных фильтров для воды», — говорится в обращении.

Свои «Памятки безопасности» выпускал и «Петроэлектросбыт». Представители службы утверждают, что мошенники, действующие от их лица, чаще всего не тратят время на звонки, а сразу приходят в квартиры. Своим пользователям, столкнувшимся с подобными «услугами на дому», «Петроэлектросбыт» предлагает простой пошаговый план действий.

Для проведения проверки счетчиков жильцы сами выбирают компанию. Навязать ту или иную фирму им никто не имеет права. Выбрав контору, собственник квартиры должен уведомить о приходе специалиста управляющую компанию. Не исключено, что в ходе проверки приборов учета понадобится перекрыть подачу воды.

Сперва, не открывая двери, необходимо попросить у нежданного гостя назвать номер счетчика. Если номер назвать он затрудняется, ни в коем случае не открывать дверь, а сообщить о визите в полицию или на горячую службу «Петроэлектросбыта».

Идите в полицию

В полиции такое начинание поддерживают. «Если граждане, столкнувшиеся с данной ситуацией (получением подложного “извещения”. — “МР”), считают, что в отношении них совершено мошенничество, им необходимо обратиться с заявлением в полицию, что позволит инициировать проведение проверки с последующим принятием процессуального решения, — сообщил Вячеслав Степченко, пресс-секретарь ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области. Найти признаки мошенничества в объявлениях, рассылаемых «Единой городской службой по учету водоснабжения» в полиции не смогли.

В пресс-службе МВД осторожно сообщили, что для «юридически грамотной квалификации» слишком мало информации.

 

share
print