3 октября исполнилось ровно полгода со дня теракта в петербургском метро. 3 апреля 2017 года около 14:00 в вагоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошел взрыв, который унес жизни 16 человек, включая террориста-смертника. К «Техноложке» в памятный день принесут цветы и свечи.
3 апреля в 14:21 в соцсетях появилось сообщение о закрытии станций «Площадь Восстания» и перехода на «Маяковскую». Причиной стало обнаружение бесхозного предмета, который оставили в так называемой «слепой зоне». Пока правоохранительные органы осматривали сумку со взрывчаткой, в тоннеле между «Сенной» и «Техноложкой» прогремел взрыв.
Машинист Александр Каверин вывел состав из задымленного тоннеля на станцию, за что позже был удостоен награды. Не сделай он этого, число жертв могло возрасти.
11 человек, включая самого террориста, скончались на месте, один человек – при транспортировке в больницу, двое – по прибытию. 12 и 21 апреля стало известно о смерти ещё двух пострадавших. Всего госпитализированы были 51 человек. Последние пострадавшие выписались из больниц 3 августа.
Вскоре после того, как произошел взрыв, стали поступать сообщения о «минировании» других станций. Сначала власти решили ограничить движение только по синей ветке, но примерно в 15:40 было принято решение о полном закрытии для проверки всего метрополитена. Из-за этого в Петербурге возник транспортный коллапс. Многим людям пришлось идти домой пешком, так как общественный транспорт был переполнен, бесплатно работал Западный скоростной диаметр. Люди на автомобилях подвозили пешеходов до дома. Многие возвращались в центр, чтобы вывезти людей домой в спальные районы.
Городское правительство дало указание всему общественному транспорту не взимать плату за проезд. Некоторые операторы такси приняли аналогичное решение и развозили людей бесплатно.
Сначала в гибели 16-ти человек обвинили Андрея (Ильяса) Никитина. Он заходил в метро примерно за полчаса до взрыва, и его внешний вид показался сотрудникам правоохранительных органов подозрительным. Позже Андрей пришел в полицию сам и заявил о своей невиновности. После проверки его отпустили.
Исполнителем теракта посмертно назван Акбаржон Джалилов. В ходе расследования выяснилось, что за полчаса до взрыва в вагоне камеры наблюдения зафиксировали Джалилова на станции «Площадь Александра Невского-1». Следствие установило, что фрагментарные останки Акбаржона Джалилова совпали с генетическим материалом на сумке, оставленной на «Площади Восстания», где должен был случиться ещё один взрыв.
Акбаржон Джалилов родился в киргизском городе Ош. По словам знакомых, молодой человек отличался скрытностью и замкнутостью. ФСБ предположила, что Джалилов проходил обучение у боевиков ИГИЛ (запрещена в России).
Сама группировка ИГИЛ (запрещена в России) ответственность за теракт на себя так и не взяла.
Сразу после теракта в Санкт-Петербурге федеральные и региональные власти пообещали выплатить пострадавшим и родственникам погибших денежные компенсации. «Петербургский метрополитен» также пообещал заплатить тем, кто пострадал. Однако получить деньги от государства оказалось не так просто.
На следующий день после взрыва, 4 апреля, вышло специальное правительственное распоряжение, в котором указывались размеры компенсаций пострадавшим. В общей сложности семьи погибших должны были получить по два миллиона рублей. Те, чьему здоровью был причинен тяжелый или средний вред – по 900 тысяч рублей, тем, кому был причинен легкий вред – 450 тысяч рублей. Также пострадавшим были положены выплаты из бюджета Петербурга. Степень тяжести вреда в таких случаях устанавливают сотрудники судебно-медицинской экспертизы.
Но эти деньги увидели далеко не все. Из 93 человек, нуждавшихся в медэкспертизе, чтобы установить, насколько они пострадали, у 12-ти горожан зафиксированы повреждения, «не повлекшие вред здоровью». В 13-ти случаях физических повреждений вообще выявлено. Между тем, все эти люди признаны потерпевшими, многие из них страдают от посттравматического синдрома.
Проблемы с выплатами компенсаций происходят каждый раз, когда случается подобное несчастье. Ведь в России не существует ясной прописанной процедуры выплаты компенсаций жертвам терактов, нет единой системы помощи и реабилитации. Каждый раз решение принимается чиновниками на местах, и размеры выплат жертвам каждый раз разные.
11 сентября глава Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков сообщил, что гражданам, оставшимся без компенсаций властей по тем или иным причинам, могут выплатить некоторые средства из суммы, накопленной за счет благотворителей.
«Принято решение из источников «Прерванного полета» (организация, помогающая родственникам жертв авиакатастроф) оказать конкретную финансовую помощь тем, кто пострадал, на основании документов, которые представлены этими лицами», — сказал Ржаненков.
Сразу после теракта в Петербургский метрополитен нагрянули проверки. Ространснадзор выявил нарушения на всех станциях. Проверка показала, что инспекторы службы безопасности у рамок металлодетекторов профнепригодны, внутренней «прослушки» нет, а система видеонаблюдения несертифицирована. Нарушения предписали устранить до начала 2018 года, а метрополитену выписаны 16 штрафов, каждый по 50 тысяч рублей, которые оспариваются до сих пор.