В Михайловском саду Русского музея открылся X юбилейный Международный фестиваль «Императорские сады России». Фестиваль в бывшем императорском саду открылся в Год экологии и в год столетия Февральской революции и Октябрьского переворота – эти темы и определили юбилейный фестиваль, который назвали «Авангарденс» - то есть про русский авангард, коллекция которого в Русском музее одна из самых представительных в мире.
Устроители еще на пресс-конференции говорили журналистам, что фестиваль развивается в сторону «меньше живых цветов, больше инсталляций», что, безусловно, заметно. Потому что и погода у нас непредсказуемая, и цветы нынче дороги, а инсталляция есть не просит и не столь хрупка, как садовые цветы.
На Масляном лугу Михайловского сада растет старый дуб, ему 281 год - чего он только не навидался за свою долгую жизнь, которую начал здесь во времена Елизаветы Петровны. В 2014-м его внесли в реестр самых старых деревьев России и присвоили звание «Дерево-памятник». Девять лет дуб был свидетелем всех фестивалей «Императорские сады», а на десятом фестивале сделался участником: он стал центром инсталляции «Сердце сада» (дизайн-студия Ольги Подольской) – к дубу стекаются красные нити – как кровеносные сосуды и раздается мерный звук, напоминающий удары сердца.
Авторы проектов для нынешних «Императорских садов» вдохновлялись работами Ларионова и Гончаровой, Кандинского, Лентулова, Малевича, Филонова, стихами Велимира Хлебникова. А я, бродя по Михайловскому саду среди современных грез об авангарде, вспоминала, что у тех художников, которые, в отличие, к примеру, от покинувших Россию еще до 1917 года Гончаровой и Ларионова, в революционной стране остался и события приветствовал, «роман с Революцией» оказался недолгим. И многим потом стоил свободы, а то и жизни. В 1926 году в Ленинграде был разгромлен ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры) – важный центр художественной жизни города. ГПУ в 1930-м арестовало Малевича как «германского шпиона», была сорвана выставка Филонова в Русском музее.
Там же выставку 1932 года «Художники РСФСР за XV лет (1917–1932)», организованную искусствоведом Николаем Пуниным ( в 1953 году ему будет суждено умереть в лагере в поселке Абезь под Воркутой) перед открытием придирчиво осматривали. Об этом Павел Филонов 5 ноября 1932 года записал в дневнике: «Выставку посмотрели: политконтроль, ГПУ, члены обкома и исполкома». Вообще все художественные общества в 1932 году были ликвидированы – создали единый Союз советских художников. Филонову не давали работать, таскали на допросы его учеников, один из которых – талантливый молодой живописец Василий Купцов не выдержал и повесился: «Пусть захлебнутся моим трупом», - написал он в предсмертной записке. И это было лишь начало – Большой террор еще был впереди…
Все эти мысли неотвязно лезли в голову, пока я гуляла под дождем среди современных инсталляций юбилейных «Императорских садов». Набрела на проект Гильдии парфюмеров «Русский авангард. Парфюмерная проекция». Парфюмеры в буквальном смысле слова выстроили на аллее сада линейку ароматов, посвятив их художникам –авангардистам, а также событиям 1917 года. К примеру, есть ароматы «Товарищ Маузер» и «Петроград». Характеристика последнего аромата такова: «Громкий, душный, всепроникающий, глубокий и противоречивый аромат об эпохе глобальных потрясений в столице политической жизни огромной погибающей империи» (авторская орфография сохранена. – Прим. ред.), а про состав аромата написано буквально следующее: «Пот, кровь, слезы и вода, грохот выстрелов, стоны крики, плач…».
Студия «Хмель» представила авангардный проект «Колесо образования». И революционный, и экологический одновременно. Он посвящен вторичному использованию старых автопокрышек. Нет, не то, что вы подумали. Революционность использования этих предметов в другом – их можно вписать в городской ландшафт – клумбы из них делать или качели.
«Сакирмахерпяка» - это случайно составленное слово из привычного «Парикмахерская». В Сети ходит уже несколько лет картинка с такой вывеской, а бессмысленное слово стало мемом. Под этой вывеской на фестивале представлено странное сооружение, на котором развешаны головы манекенов и чьи-то волосы, запаянные в емкости с жидкостью. При чем тут русский авангард, понять сложно.
В общем, по Михайловскому саду можно бродить, разглядывая инсталляции и размышляя об авангарде, судьбах искусства и страны или просто дожидаясь вечера. Ибо каждый вечер «Императорские сады» представляют умные лекции и показывают что-то интересное. От Инженерного театра АХЕ до перформансов Антона Адасинского.