В Смольнинском суде Петербурга, где оспаривается увольнение из Российской национальной библиотеки библиографа Татьяны Шумиловой, выясняются новые подробности скандала вокруг Публички. Историк Анатолий Разумов, выступая свидетелем, высказал мнение, что за увольнением Шумиловой стоит министр культуры РФ Владимир Мединский.
Библиограф высокой квалификации
На втором заседании суда 11 апреля 2017 года были заслушаны свидетели. Выяснилось что непосредственная начальница Татьяны Шумиловой – руководитель информационно-библиографического отдела РНБ Надежда Веденяпина получала утром 30 января электронное письмо, в котором Шумилова сообщала ей, что выходила на работу 9 января, а сегодня, 30, просит отгул. Веденяпина при этом видела Шумилову 30 января на рабочем месте примерно до полудня несколько раз, но не спросила ни о чем. Но потом вдруг хватилась – примерно после трех, но позвонить не смогла, сначала говорила – было некогда, потом рассказала, что у нее не было мобильного телефона Шумиловой (и узнать его, конечно, было не у кого. – Прим. ред.).
Несмотря на занятость, Надежда Веденяпина потом нашла время, чтобы пойти в службу безопасности и просмотреть записи с видеокамер, где зафиксировано время 13:17, когда Шумилова покинула библиотеку.
«Татьяна Эдуардовна – главный библиограф, библиограф высокой квалификации, соответствует своей должности, по качеству ее работы никогда не было претензий», - не стала кривить душой Надежда Веденяпина, но уверяла суд, что акт об отсутствии Шумиловой на рабочем месте был составлен тогда же, 30 января, вечером, хотя Шумилова более чем уверена – акт составили 2 февраля, поставив дату задним числом, тогда, когда уже было опубликовано ее интервью.
Выступил в качестве свидетеля историк Анатолий Разумов, составитель книги памяти жертв сталинских репрессий «Ленинградский мартиролог» и базы данных «Возвращенные имена, руководитель одноименного центра при РНБ, один из создателей и историк мемориала «Левашовская пустошь». Разумов работает в Публичке со 2 октября 1978 года, нынешняя его должность – главный библиотекарь отдела библиографии и краеведения. Он рассказал суду, что Татьяну Эдуардовну Шумилову знает все годы ее работы в библиотеке – больше 30 лет, что один из коллег, узнав об увольнении Шумиловой, воскликнул: «Это худшее событие в нашей библиотеке за все последние годы!»
Разумов с ним согласен и вот почему: «Татьяна Эдуардовна Шумилова – один из наиболее работоспособных, работящих и радеющих за честь библиотеки сотрудников, она считает, что проблемы библиотеки нужно обсуждать и решать, но она именно из тех, кто наиболее пунктуально соблюдает правила рабочего расписания, и вот такому человеку нанесли удар – ведь она никогда не имела ни одного взыскания».
Историк рассказал, что все эти годы Шумилова, кроме плановой работы своем отделе, принимает участие в создании «Ленинградского мартиролога», ведении базы данных по 630 тысячам погибших в блокаду, базы данных сайта «Возвращенные имена», причем всю эту работу она делает в свободное время, дома, в выходные.
Посмотрите, что она говорит в интервью
На вопрос адвоката Шумиловой Анны Сунгуровой, известны ли ему обстоятельства, связанные с увольнением Шумиловой, Анатолий Разумов рассказал, что в библиотеке многие уже 2 февраля обсуждали, какие дисциплинарные меры будут предприняты в отношении Шумиловой после ее выступления на пресс-конференции 30 января и интервью, вышедшего 1 февраля. Оно оказалось резким и вызвало бурю чувств в администрации библиотеки. Думали – до увольнения дело не дойдет, но на следующий день, 3 февраля, стало ясно, что ситуация серьезная. Тогда Разумов с Эльмирой Урусовой – руководителем социально-экономической группы РНБ – решили пойти к руководству отдела кадров, а перед этим историк пришел к непосредственной начальнице Шумиловой Веденяпиной. Она сообщила, что «дело плохо», в юридической службе сказали: «А вот посмотрите, что она (Шумилова. – Прим. ред.) говорит в интервью». Разумов тогда еще не читал интервью, но когда он с этим текстом ознакомился, с его точки зрения каждый имеет право высказывать то, что он думает о проблемах библиотеки. «Может быть, мое интервью было бы куда резче, чем у Шумиловой», – заявил историк.
Он рассказал, что 6 февраля подписал коллективное письмо в защиту Шумиловой. Сотрудники отнесли его в приемную Вислого, и свое собственное письмо Вислому в защиту Татьяны Шумиловой – заверенные копии писем находятся в суде, но их пока не приобщили к делу, так как юридическая служба библиотеки сомневается в их подлинности и наличии в приемной оригиналов.
Разумов припомнил еще одну деталь – все документы по увольнению Шумиловой подписывала 7 февраля и. о. генерального директора РНБ Елена Тихонова, Вислый в этот день в библиотеке был, «в должность не вступал», но почему-то командировку Разумову в тот же день подписал сам.
«Это не мое отдельное предположение – каким образом затеялось увольнение Шумиловой. Все знают в библиотеке, что это просто давление Министерства культуры – сработало по вертикали, и два ключевых свидетеля – Александр Иванович Вислый и Елена Валерьевна Тихонова». И еще добавил Разумов: «Все знают, что Татьяну Эдуардовну увольняют за то, что она в интервью упомянула господина Мединского вместе с его диссертацией – вот это основная причина, и это по вертикали было спущено, а с моей точки зрения, насколько я вижу Александра Ивановича (Вислого. – Прим. ред.), он дважды честно выразил свою позицию: он совсем не против, если суд восстановит Шумилову, это он сказал нашему профоргу в беседе с ней, когда та пришла и сказала: «Как же так, будет суд, такой шум», и он сказал: «Пусть восстановят и пусть приходит», и второй раз он сказал во время телемоста в ТАСС».
Мы скажем «спасибо» тем, кто не молчал
«Кто мешал дирекции библиотеки любую другую меру применить к сотруднику, к которому никогда не было претензий – вот ключевой вопрос, - резюмировал Разумов. – Господин Мединский, с моей точки зрения, не выполнит задачу слияния библиотек – это не состоится. Татьяне Эдуардовне когда-нибудь так же, как и Никите Елисееву (библиограф РНБ. – Прим. ред.), скажем мы спасибо». Разумов сообщил, что уже не рассматривают идею перевозки Русского фонда из старого здания, чтобы в последнем сделать лишь музей. И это благодаря тому, что есть сотрудники, радеющие за честь библиотеки, и они не смолчали».
Напомним, Татьяна Шумилова, главный библиограф информационно-библиографического одела РНБ, была уволена «за прогул» - за отсутствие на рабочем месте больше 4 часов (4 часа 13 минут), хотя предупредила руководство, что возьмет день 30 января в счет 9 января, когда вышла из отпуска раньше срока. Шумилова 30 января пришла в качестве слушателя на пресс-конференцию с выдающимися библиотечными деятелями Петербурга, на которой они высказывали опасения по слиянию РНБ и РГБ, гендиректор РНБ Вислый также был приглашен, но не явился, сославшись на плотный график. Шумилова после пресс-конференции с места выступила и высказала свое мнение по слиянию библиотек, а затем дала интервью ИА «Росбалт». Интервью появилось на сайте агентства с среду, 1 февраля, а 2 февраля закрутилась история с увольнением «за прогул» одного из старейших и уважаемых сотрудников РНБ – Шумиловой.
В Петербурге несколько месяцев проходила серия одиночных пикетов против слияния библиотек и ситуация с РНБ стала одним из поводов массового митинга в защиту Петербурга, состоявшегося на Марсовом поле 18 февраля и собравшем не менее 10 тысяч человек.