Истории

Петербургская идентичность

На Марсовом поле было много людей. И если брать за основу теорию шести рукопожатий – то знали друг друга все. Вот с этими людьми встречались на акции «Последний адрес», с этими – на протестных акциях против войны с Украиной, с этими – в филармонии, с теми – на литературном вечере, с теми – в благотворительной организации, а вот с этими вот - вообще работаем вместе в музее.

Люди шли семьями, пожилым помогали преодолеть скользкую обледенелую дорогу, малышей укачивали в колясках.

пи

Пришли, чтобы почувствовать себя здесь, в центре своего города, петербуржцами, горожанами. Чтобы, «развиртуализировавшись» из соцсетей, – ведь чаще, увы, видимся там, – радостно кинуться друг другу на шею.

Нодовцы, заявившие параллельный митинг – «чтобы отдать Исаакий РПЦ», не собрали людей,  потерялись на периферии Марсова поля и не высовывались. Даже массовка, согнанная единороссами, не смогла повлиять на явку. Несколько десятков человек пытались убедить друг друга в том, что Исаакий надо отдать РПЦ.

7

Петербург был в белом тумане, сквозь него вдалеке просматривался силуэт Спаса на Крови. Неужели следующий?

Единение людей и их значительное число радовало – значит, не все равно, значит то, что зовется петербургской идентичностью, – живо. Но грустно вспоминался разбитый Мефисто – тогда, когда всю Лахтинскую улицу заполнила людская волна, казалось, что еще вот-вот и что-то изменится, стронется. Но Мефисто по-прежнему в осколках и Лахтинская пуста.

11

Исаакий как важнейший городской символ, как любимый музей, как место славы  гордости и да, как Дом Молитвы – он, конечно, намного значительнее. И вчера, когда общедоступный концерт в память о блокаде Ленинграда собрал полный собор, и сегодня, когда горожане пришли на Марсово – с миром и решимостью жить и распоряжаться в своем городе, уважая и Закон и Веру и чтя Культуру, казалось снова – ну вот-вот что-то сдвинется, изменится. Что? Куда? Хватит ли нам сил и решимости не опускать рук?

10

Знакомая по Сети – человек православный – с радостью выкладывает фотографию: «Надо было прийти на Марсово, чтобы наконец-то встретить крестную!» Другие шутят: «Вот мы тут все – люди разных конфессий, национальностей и атеисты – получается, «выскочили из-за черты оседлости».

8

Собирали подписи за отставку губернатора Полтавченко, и зa то, чтобы Исаакиевский собор и Спас на Крови оставались государственными музеями.

Приходили-уходили, на пике встречи на Марсовом было не менее трех тысяч человек. И как написал один хороший политолог, собираясь идти на эту встречу, «в конце концов, где еще можно повращаться в приличном обществе, кроме как на мирной протестной акции?»

share
print