Истории

Цирк под поездом Мединского

Ситуация вокруг присоединения Цирка на Фонтанке к ФКП «Росгосцирк» и увольнения директора Михаила Смородкина все более напоминает остросюжетный фильм. После того, как сам Смородкин и депутат Госдумы Сергей Боярский взяли паузу в противостоянии с Минкультом, главными противниками вхождения одной из старейших цирковых арен Петербурга в систему «Росгосцирка» остаются сами работники цирка.

Обитатели Цирка на Фонтанке сейчас находятся в смятении, большинство из них отказываются разговаривать с прессой. Те же, кто согласился дать интервью, в основном просили не упоминать их имен. Эти люди по-разному относятся к переменам и к своему предыдущему руководству. Однако их объединяет уверенность в том, что даже в случае вступления Цирка Чинизелли в систему Росгосцирка, противостояние не закончится.

Всюду деньги, господа

Сотрудники убеждены, что единственная причина конфликта кроется в деньгах. По их словам, Цирк на Фонтанке сегодня – самодостаточное в смысле финансовом учреждение, дающее стабильную прибыль, и Министерство культуры хочет за счет этой прибыли решить проблему долгов ФКП Росгосцирк.

Предоставить отчет о сборах и прибыли в Цирке не смогли. Однако один из источников отметил, что средняя заполняемость с момента открытия после реконструкции составляет 80%. По словам другой сотрудницы, данный показатель можно назвать «очень хорошим». Она также отметила, что после присоединения к Росгосцирку арена в Петербурге «будет терять более половины прибыли, отдавая ее в головную контору».

Дмитрий Рыбаков, бывший сотрудник отдела снабжения, уволившийся за неделю до начала конфликта, заявил, что «Цирку отлично жилось без Росгосцирка и жилось бы дальше». При этом он отметил, что большие траты арены на свою деятельность окупались, и она приносит прибыль.

В самом Росгосцирке в феврале 2016 года заявляли, что только гастроли знаменитого клоуна Олега Попова должны были принести Цирку на Фонтанке около 100 млн рублей.

В Министерстве культуры объясняют решение о включении одной из старейших цирковых площадок в стране в структуру Росгосцирка «необходимостью упорядочения системы конвейера и проката цирковых программ по всей стране, предоставления качественных высокохудожественных программ для жителей и гостей Северной столицы, а также обеспечения бесперебойной работы двух цирков (Санкт-Петербургского государственного цирка и цирка «Автово») благодаря единой инфраструктуре в городе».

При этом в Москве подчеркивают, что недавняя реконструкция Цирка Чинизелли была оплачена федеральным бюджетом, «и вполне закономерно, что эта престижная площадка должна работать в прокатном конвейере государственной цирковой компании, принося ей прибыль». Таким образом, даже в официальном ответе очевиден финансовый интерес.

Что касается долгов Росгосцирка, в Минкульте признают, что там «была сложная ситуация», однако выразили уверенность в том ,что до конца года все долги будут погашены «при помощи учредителя». Должно ли сыграть свою роль в этом процессе присоединение Цирка на Фонтанке, не уточняется.

О предыдущем руководстве Цирка

Отношение к уволенному директору Цирка на Фонтанке Михаилу Смородкину среди его бывших сотрудников неоднозначное. Дмитрий Рыбаков считает, что «Михаил Андреевич Смородкин очень много сделал для Цирка. Вывел его из кризиса и во много раз увеличил его доходы. Как человек Михаил Андреевич тоже очень отзывчив и прислушивался к мнению коллектива».

Другая сотрудница, которая до сих пор работает в Цирке, также характеризовала своего недавнего начальника как «потрясающего, чуткого, грамотного руководителя». По ее словам, зарплаты у нее и ее коллег при Смородкине «за счет премий выросли вдвое».

Впрочем, есть среди работников и недовольные бывшим директором. «На самом деле отношение к бывшему директору в Цирке неоднозначное, – рассказывает один из сотрудников, попросивший не называть его имени. – Были увольнения сотрудников, которые проработали в Цирке на Фонтанке много лет. После ремонта множество недоделок, проект делали впопыхах. В Цирке до сих пор нет столовой для артистов и персонала, есть лишь частный повар, которая готовит комплексные обеды для администрации. Уровень зарплат значительно ниже прошлых лет, нет стабильных квартальных премий. У нас отличный балет, но при Смородкине его применяли лишь в шапито на Дыбенко, а раньше всегда наших девушек включали в представление. Они вообще стали не нужны».

Впрочем, и он признает, что Росгосцирку на Фонтанке не очень рады: «Наш Цирк все-таки старейший цирк России и имеет право быть не просто филиалом».

Сам директор сразу после увольнения заявлял, что он «уволен приказом министра культуры РФ с 5 декабря. Приказ подписан в субботу. Министр аргументировал свое решение тем, что я (Смородкин) не выполнял волю учредителя и противился присоединению Петербургского цирка к системе Росгосцирка».

Позиция Минкульта проста – бывший директор весной не сопротивлялся включению своего предприятия в Росгосцирк и даже сам подписал бумаги, предполагавшие вхождение организации в систему (что это за бумаги, не уточняется). Недопонимание возникло позднее.

Руководству Цирка и ФПК была поставлена задача по поиску «механизма перехода, безболезненного и не нарушающего историческую состоятельность и эффективность работы Цирка Чинизелли». Эта работа, по словам замминистра культуры Александра Журавского, не была завершена. Тем не менее, подчеркивал чиновник, в министерстве считают Смородкина «опытным менеджером» и предложили ему варианты трудоустройства.

При этом в самом Минкульте не смогли предоставить отчет о результатах деятельности Смородкина на посту директора – информацию о сборах, прибыли, посещаемости. В пресс-службе министерства предложили обратиться за отчетами в Росгосцирк. Однако там на момент публикации не ответили на запрос редакции.

Стоит отметить, что несмотря на заявления Минкульта о том, что сам Смородкин ранее подписывал необходимые бумаги, сотрудники Цирка на Фонтанке убеждены, что их директора «убрали как неугодного», чтобы он не мешал «рейдерскому захвату» Цирка со стороны ФПК.

О будущем

В настоящее время сотрудники, несмотря на все заявления чиновников, опасаются сокращений финансирования и рабочих мест. «Что бы там директор Росгосцирка не говорил, а персонал Цирка сократят, зарплаты понизят, отделу снабжения Цирка будет в разы тяжелее, чем раньше», – заявил бывший работник Цирка Дмитрий Рыбаков.

Другая сотрудница Цирка также уверена, что персонал ждут сокращения. «По личным ощущениям, нас просто "кинули под поезд" им. Мединского. Не спросив, не объяснив. Просто так стало нужно Минкультуры и Росгосцирку, чтобы залатать пробелы в финансах», – добавляет она.

С другой стороны, сотрудник из числа противников Смородкина выразил сдержанный оптимизм: «Новый директор произвел хорошее первое впечатление, походил по помещениям, здоровался. Обещал, что его дверь открыта для любого. Если новый директор и компания Росгосцирк, не будет столь экономна и займется необходимыми вопросами и повернется к людям лицом, то и люди пойдут навстречу».

Впрочем, и он задается вопросом: «кто знает, чем это все обернется для персонала?»

Накануне поддержка трудового коллектива Цирка со стороны влиятельных персон несколько ослабла. Сам Смородкин и депутат Госдумы Сергей Боярский, ранее назвавший увольнение директора Цирка на Фонтанке «трусливой расправой», отказались участвовать в пресс-конференции противников вхождения одной из старейших цирковых арен в ФПК Росгосцирк.

Впрочем, те работники Цирка, которые занимают непримиримую позицию, заявили о том, что намерены продолжать борьбу. «Действовать будем, но пока не озвучу как», – отметила одна из сотрудниц.

share
print