Сегодня, 1 декабря, стартует фестиваль документального кино «Артдокфест». Фильм открытия фестиваля – «Павленский: человек и власть» о самом известном российском политическом художнике-акционисте наших дней — задает киносмотру острый полемический тон. Но одной тональностью фестиваль отнюдь не ограничивается. «МР» представляет гид по внеконкурсной программе «Артдокфеста».
С 1 по 9 декабря в петербургских киноцентрах «Англетер» и «Родина» будет показано 38 фильмов из программы фестиваля «Артдокфест»: 22 конкурсные картины и 16 лучших лент из разных внеконкурсных программ крупнейшего в России документального киносмотра.
Некоторые из них можно было бы назвать блокбастерами, если бы не очевидные трудности с появлением в «регулярном» кинопрокате. Вряд ли где-то кроме фестиваля можно будет увидеть новый фильм Виталия Манского «Родные» (2 декабря, «Англетер»), в котором тот безоценочно, но пристрастно рассказывает, как его родственники из Львова и Севастополя перестали разговаривать друг с другом. Маловероятно, что в широкий прокат попадет подробнейшая биография Бориса Немцова «Слишком свободный человек» (3 декабря, «Англетер»), которую известные московские журналисты, режиссер Вера Кричевская и сценарист Михаил Фишман сложили как пазл из архивных кадров и интервью со знаменитыми друзьями политика.
В программе «Артдокфеста» есть и другие потенциальные блокбастеры. О фильмах, превращающих в большое кино перипетии жизни многодетных матерей или полярных метеорологов, староверов из Уругвая или легендарных рокеров, составители фестивальных гидов пишут меньше. Но внимания публики они заслуживают едва ли не большего: герои этих картин написаны так объемно, что в каждом раскрывается целая «параллельная вселенная», дивный новый мир со своими физическими и психологическими законами.
В ленте Елены Ласкари «Татьяна и ее дети» (6 декабря, «Англетер») суррогатная мать проходит все круги ада и рая, от семейного насилия до конкурса красоты, от косых взглядов соседей до сыновнего понимания и приятия. Когда все присутствующие в кадре окончательно забывают о включенной камере, фильм превращается в красноречивую оду материнской любви в ее иконическом, вневременном измерении.
Новый фильм Ивана Твердовского «Прогноз погоды» (7 декабря, «Родина») обходится почти без слов: работникам метеорологических станций за полярным кругом не до разговоров, они заняты получением и транспортировкой припасов на зиму, которые развозит по Севморпути старое судно «Михаил Сомов». Кому-то судовой вертолет помогает разогнать стаю белых медведей, кто-то по радио нервно требует больше овощей, но главным «недействующим» лицом фильма остаются все равно бочки с горючим: новые синие сгружают стройными рядками, старые пустые разбросаны гигантскими ржавыми веерами вокруг полузаброшенных метеостанций.
Удивительной рифмой к «Прогнозу погоды» станет фильм Владимира Герчикова «Спасение» (7 декабря, «Родина»). Это тоже сага о путешествии. Старовер-эмигрант, начинающий писатель, получивший престижную российскую премию, рассказывает о своих метаниях из Аргентины в Боливию, из Сибири в Уругвай увлеченно и бесхитростно. Его непридуманная жизнь и вправду читается как большой роман — то ли Драйзера, то ли Ильфа и Петрова.
6 декабря в «Родине» надо видеть сразу два фильма о катастрофах. Известный петербургский документалист Алина Рудницкая отправилась на Саяно-Шушенскую ГЭС. Турбину, взорвавшуюся там в 2009 году, заменили, электростанцию починили, но сломанные судьбы не починишь – эхо катастрофы, давно затихшее в теленовостях, громко отдается в одноименном фильме.
В дебютной ленте «Клетка» Дарьи Маркевич, которую Алина Рудницкая спродюсировала, финал как будто бы оптимистичный. Битва героини за своих медведей завершится победой, после страшного наводнения в Уссурийске построят новый зоопарк. Но официозный праздник зазвучит трагическим диссонансом с подлинным содержанием жизни героини – в последних кадрах невероятно напряженной и откровенной короткометражки.
Три небольших исследования природы женственности покажут 7 декабря в «Англетере». Видеозапись одного эксперимента, которую герои картины спустя много лет разрешили обнародовать режиссеру Юрию Манусову в «Репетиции Боккаччо», это прямо-таки хирургический скальпель, вскрывающий тайные, интимные корни гендерного неравенства. Ольга Хорошавина в фильме «Наташа» следит за женщиной, которая ею не является, но очень хочет стать – однако хочет ли на самом деле?
Короткометражку Нозы Абдулвасиевой и Анастасии Сергеевой «Скоро на Первом» стоило бы показать всем женщинам – поклонницам Гордона и Малахова: искренний и яростный цинизм, с которым останкинские девочки и мальчики «рулят» героями и публикой телевизионных ток-шоу, способен излечить от веры в голубой экран даже самых зависимых телезрителей.
«Хитами» «Артдокфеста»-2016, несомненно, станут премьеры фильма о Леониде Федорове «ЛеФ» (поэтический отчет Дмитрия Лавриненко о 15 годах самого петербургского рокера вне «АукцЫона», 7 декабря в «Родине») и последней прижизненной документальной ленты об Олеге Каравайчуке, снятой Светланой Прокудиной: показ фильма «Каравайчук. Вне любви» пройдет в рамках вечера с участием режиссера Андрея Могучего и музыканта Олега Нестерова 4 декабря в «Англетере». К премьере приурочена и презентация двойного альбома («Эрмитаж» и «Танго») недавно ушедшего от нас легендарного композитора.
Расписание фестиваля в Петербурге на сайте «Артдокфеста»
Гид по конкурсным фильмам фестиваля - «Артдокфест»-2016: от Афона до Павленского