В Петербурге прошла премьера фильма Павла Лунгина «Дама пик» по мотивам повести Пушкина «Пиковая дама».
Премьерный показ нового творения Павла Лунгина в Петербурге прошел в камерной обстановке – ни ковровой дорожки, ни автограф-сессии, ни вступительных речей от представителей Минкульта. Зрителям было предложено полностью сосредоточится на фильме, который предваряло видеообращение режиссера, записанное специально для первого показа в Северной столице.
Тринадцатая по счету режиссерская работа Лунгина, поставленная на сюжет Пушкина с использованием музыки Чайковского, собрала совершенно разную публику. От студентов до пенсионеров. Впрочем, зрители так и не заполнили зал полностью – то тут, то там были видны свободные кресла.
Сюжет крутится вокруг постановки оперы Чайковского «Пиковая дама» в одном из московских театров. Ею руководит стареющая оперная дива Софья Майер (Ксения Раппопорт). Роль Германа мечтает получить молодой певец Андрей (Иван Янковский). Для этого он намеревается полностью уподобиться этому персонажу. В результате судьбы героев повторяют сюжет трагедии Пушкина. Только с кавказской мафией, русской рулеткой и прочими атрибутами времени.
«Это фильм о молодежи и желании выиграть у жизни в карты», – заявил в своем видеообращении Лунгин.
Действительно, центральное место в фильме уделено именно молодежи. Вернее, представлению авторов картины о ней. Во всей картине нет положительных персонажей. Даже местная Лиза не вызывает никакого сочувствия. Главная мысль, вероятно, выражена как раз в ее разговоре с одним из персонажей – бизнесменом Олегом, спонсором Софьи Майер: «Я не хочу идти по головам. Не хочу становиться звездой», – говорит она. «Не обманывай себя: все хотят, и ты хочешь», – отвечает ей коммерсант.
Весь фильм в сущности является памфлетом на представителей поколения 90-х – 2000-х. Режиссер в течение двух часов доказывает, что каждого из них сегодня можно купить за славу и деньги. Ведь совести и моральных тормозов у них просто нет.
Публика, однако же, с такой оценкой не согласилась. Сидящих рядом пожилых людей явно смущало обилие ругательств и крови на сцене. Более молодые зрители активно показывали свое недоумение в связи с поступками и мотивами героев. В результате после того, как включился свет, вместо привычных для премьеры аплодисментов в зале стояла тишина. Зрители не узнали в персонажах ни себя, ни своих знакомых. И хочется верить, что они в этом правы.