Истории

Прекрасная эпоха в Эрмитаже

В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка работ итальянского художника XIX века Джованни Больдини. Она стала продолжением своеобразного международного тура Больдини, организованного музеями Италии. До этого работы мастера выставлялись в Пекине.

Слава художника, как известно, вещь непредсказуемая. Один и тот же мастер может быть популярен при жизни, забыт потомками и вновь «открыт» через сто лет. Примерно так случилось с итальянским живописцем Джованни Больдини (1842 – 1931). Некогда он был одним из самых востребованных портретистов Европы, затем его имя оказалось в тени современников, таких как Моне, Сезанн или Тулуз-Лотрек. Теперь его имя вновь открывает для себя широкая публика. О том, какое внимание личности Больдини уделяют на родине, говорит такой факт, что представлять выставку его работ в Эрмитаже специально прибыл, несмотря на экстремальный снегопад, министр культурного наследия и туризма Италии Дарио Фраческини.

«Это замечательная выставка художника, которого в России почти не знают, – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Я не сомневаюсь, что это будет открытием для российской публики. И я очень рад, что мы можем сделать такое открытие. Очень важно для музеев делать людям именно открытия, а не показывать им то, что они десять тысяч раз видели. И это есть миссия Эрмитажа и манера Эрмитажа».

Больдини родился в итальянском городе Феррара. Затем работал во Флоренции, Лондоне, но подлинная слава пришла к нему в Париже. Он переехал во французскую столицу в 1871 году сразу после Франко-Прусской войны. Его кисти запечатлели на холсте жизнь так называемой BelleEpoque(«Прекрасной эпохи»), эстетика которой так популярная сейчас в массовой культуре.

«Прекрасной эпохой мы называем период европейской истории, начиная с 1870-х годов и заканчивая Первой мировой войной, – рассказывает куратор выставки со стороны Эрмитажа Наталья Демина. – Это было время, когда в жизни человека появились самые разные повседневные удобства, которыми мы пользуемся до сих пор. Именно тогда появляются канализация, водопровод, телефон. Это был редкий период в жизни континента, когда Европа вздохнула от бесконечных войн, когда появилось ощущение благополучия, возникло понятие  досуга, стали появляться  кабаре и кафе. Персонажи Больдини – это как раз участники это яркой веселой жизни. С другой стороны, Больдини было интересно показать и ритм жизни, и движение жизни в большом городе, которое все убыстрялось и убыстрялось».

Время жизни Больдини совпало с противостоянием так называемых салонных художников – официальных, коммерчески успешных живописцев – и импрессионистов, которые тогда выступали в качестве непонятного для многих и остро критикуемого авангарда. Итальянец полностью не примыкал ни к одному из направлений. С одной стороны, он использовал некоторые приемы импрессионистов, дружил с Дега, с другой – выставлялся в Салоне и писал вполне классические, декоративные портреты на заказ. Среди его клиенток была даже испанская принцесса.

«Основа его успеха в том, что Больдини очень хорошо чувствовал свое время и находился в полной гармонии с ним, – отметила директор Галереи современного искусства Феррары, автор концепции выставки Мария Луиза Пачелли. – Что касается отношений Больдини с рынком, они претерпевали изменения на протяжении жизни художника. Он пытался сначала отвечать на запросы публики, но по мере того как его популярность росла, когда он достиг апогея своей славы в 90-е годы, мы уже видим Больдини, который сам диктует свои каноны красоты и он создает новый идеал женской красоты, которому пыталась соответствовать публика. И многие известные женщины того времени стремились быть запечатленными на полотнах Больдини». 

В Петербург привезли 54 работы Больдини. Подавляющее большинство из них предоставил музей, расположенный в Ферраре, на родине художника. С холстов на посетителей смотрят утонченные женские силуэты и воздушные городские виды. Они должны прийтись по вкусу всем тем, кто ценит эстетизм в живописи.

Работы на выставке расположены в хронологическом порядке. У посетителей есть возможность изучить то, как менялся стиль автора на протяжении его долгой жизни. При этом организаторы развесили картины так, чтобы зритель мог сравнить «официальную» манеру Больдини, которую художник использовал для портретов знатных заказчиц, и более «интимную», на которую повлиял Дега и в которой художник творил для своей коллекции.

Вместе с работами Больдини в Эрмитаж также прибыли работы его современников. В том числе публике представят образцы плакатов и афиш того времени, что может быть особенно интересно поклонникам модного ныне Стимпанка  – направление в современной маскультуре, опирающееся на эстетику так называемой «эпохи пара» (steam– пар в переводе англ.), то есть второй половины XIXвека.

В Эрмитаже подчеркивают, что рассчитывают на широкую популярность выставки Больдини. Насколько эта задача достижима для собрания картин малоизвестного в России художника – вопрос открытый.

С другой стороны, крупные художественные выставки в последнее время неизменно привлекают интерес горожан, а творчество Больдини может прийтись по вкусу людям с самими разными художественными предпочтениями. Поэтому надежды сотрудников Эрмитажа имеют все шансы сбыться.  

share
print