Истории

Магия цвета в Центре Курехина

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина открывается Международный фестиваль видеоарта «ВИДЕОФОРМА IV». На нем будут представлены работы классиков видеоарта, а также молодых российских и зарубежных художников. Корреспондент MR7.ru пообщался с организаторами фестиваля и выяснил, чем они собираются удивить петербургскую публику.

Главной темой «Видеоформы» в этом году стал цвет. Вернее, всевозможные варианты работы с ним в видеоарте. В Центре Курехина даже изобрели новый термин «цветовидение». Этот неологизм стал названием выставки, которая откроется одновременно с фестивалем.

«Видеоформа» впервые пройдет на новом месте. На время ремонта Центр Курехина вынужден был покинуть свое здание на Васильевском острове и переместиться в помещения, где ранее располагался Музей хлеба.

«В первый раз этот фестиваль будет в нашем временном пристанище на Лиговском, 73, – отмечает художественный руководитель Центра современного искусства имени Сергея Курехина Анастасия Курехина, – В нашем основном помещении на Васильевском острове был кинотеатр с его спецификой. А здесь такое нормальное, традиционное выставочное пространство, как большая галерея. Оно и создавалось как музейное. В результате здесь все более традиционно, что влияет на восприятие».

Организаторы «Видеоформы» постарались уместить на одной площадке более полувека истории развития видеоарта. От авангардных произведений 50-х – 60-х годов до современности. При этом они постарались подчеркнуть то, как при переходе от пленки к цифровому формату изменилась работа с цветом в этом виде искусства.

В рамках фестиваля петербуржцам впервые предложат ретроспективу классиков видеоарта Штейны и Вуди Васюлки. Также будут показаны работы петербургского андеграундного режиссера Бориса Казакова, который активно экспериментирует с использованием старой пленки, рисуя на ней красками и фломастерами. Современные тенденции в развитии видеоарта будут представлены произведениями сразу нескольких художников, в частности медиа-проектом Людмилы Беловой «Скорость исчезновения».

Как подчеркивают организаторы, в программе присутствуют работы, которые будут близки и понятны не только ценителям видеоарта, но и тем, кто только знакомится с этим видом искусства.

«Для людей, которые в первый раз (пришли на фестиваль) и хотят понять, что это такое – видеоарт, у нас представлено очень много пейзажных работ, – рассказывает куратор выставки Виктория Илюшкина. – Работа Кена Джейкобса (фильм «Улица Очад», снятый в 1955 году и смонтированный в 2015-м) – это зарисовка, которую он много часов снимал на улицах Нью-Йорка. И там эта жизнь Нью-Йорка 50-х годов, она настолько полноцветная, видно как люди жили, как трудно им приходилось. Очень живое восприятие – это по-натоящему интересно».

Впрочем, немалая часть программы нацелена именно на профессионалов. Помимо демонстрации работ предусмотрены также лекции и мастер-классы отечественных и зарубежных гостей. Так, куратор одного из крупнейших в мире архивов независимого кино и видео «Арсенал» Ангелика Рамлов расскажет о его работе. А голландский художник Пим Цвир проведет мастер-класс, посвященный использованию технологии цветоделения, которую он активно применяет в своем творчестве.

«Работа, которую я представляю здесь, вдохновлена старыми фотографиями, сделанными российским фотографом Сергеем Прокудиным-Горским в 1902 – 1917 гг. при помощи технологии цветоделения, отметил художник. Я использую схожий процесс, но делаю это в видео. При помощи этой техники я могу подчеркнуть разницу времен. Я сделал фильм, где показал Сибирь, там есть вид таких очень традиционных российских деревянных домов. И в фильме использовано наложение нескольких слоев. В результате приметы современной жизни неожиданно получают другой цвет, становятся полупрозрачными. Это подчеркивает разницу между традиционными и современными формами. Вот почему я использую эту технику и буду много о ней говорить».  

У желающих посетить сам фестиваль будет на это три дня, с 9 по 11 ноября. Выставка же «Цветовидение» будет работать вплоть до 26 ноября.

share
print