Труппа Петербургского театра «Мастерская» представила зрителям новый спектакль по пьесе Альберта Гурнея «Любовные письма». Постановку молодого петербургского режиссера Екатерины Гороховской можно увидеть на малой сцене театра.
Имя американского драматурга Альберта Гурнея нельзя назвать широко известным в России. Тем не менее его пьеса «Любовные письма» («Loveletters», написана в 1988 году) уже несколько раз ставилась в нашей стране. Самый известный спектакль – в театре Олега Табакова, где сам Табаков играл в паре с актрисой Ольгой Яковлевой.
Сюжет пьесы сегодня кажется едва ли не более актуальным, чем в 80-е годы, когда она была написана. История мужчины и женщины, которые с детства влюблены друг в друга, но почти не видятся лично, все больше обмениваясь письмами – иногда каждый день, иногда пропадая на месяцы, как привычна она в эпоху «Контакта» и «Фэйсбука»!
Надо отметить, что в работе над пьесой режиссер Екатерина Гороховская решилась на смелый эксперимент. Как правило, героев (а их в пьесе всего два) на сцене изображают актеры за сорок, а то и за пятьдесят. Произведение Гурнея даже называли «беспроигрышным вариантом для бенефиса двух немолодых актеров». В «Мастерской» же роли доверили молодежи. Это действительно рискованный шаг, особенно в камерном спектакле для малой сцены, когда оба исполнителя обязаны в равной степени удерживать на себе внимание зрителей от третьего звонка до финальной сцены. Еще усложняется задача тем, что необходимо показать историю своих персонажей от раннего детства до пятидесятилетнего возраста.
Пьеса Гурнея в традициях англоязычной литературы восьмидесятых не знает запретных тем: подростковая сексуальность, алкоголизм, семейные проблемы, кризис среднего возраста, - словом все то, что, по мнению «блюстителей нравственности», следует изъять из культуры (очевидно, чтобы люди сталкивались с этим в жизни без всякой подготовки). Все это нашло свое отражение в «Любовных письмах». Причем режиссер решила ничего не смягчать. Более того, в начале пьесы (когда герои еще являются подростками), со сцены пару раз звучит грубый сленг и даже мат. Ход не бесспорный и многих может задеть. С другой стороны, часть зрителей скажет, что это придает больше натуральности переписке двух школьников.
С развитием действия атмосфера становится серьезнее. Каждое новое письмо, зачитываемое актерами, становится все пронзительнее. Спектакль, поначалу веселивший и эпатировавший зрителей, во второй половине заставляет их затаить дыхание, а под конец даже сглатывать ком в горле.
Отдельные слова благодарности хочется сказать в адрес декораторов постановки. Минималистичный дизайн с точно продуманными деталями выглядит стильно и изящно. Впрочем, с таким мнением могут согласиться не все. Женщина на соседнем месте, едва увидев декорации (в зале нет занавеса, поэтому обстановка на сцене видна уже при входе в зал), даже сказала, что сегодня придется в основном слушать ибо «смотреть тут нечего».
В целом, новая постановка «Мастерской» заслуживает очень высоких оценок. Конечно, назвать ее шедевром было бы чересчур, но это очень добротный, хорошо сделанный режиссерский спектакль, который заставляет чувствовать и думать. И еще раз хотелось бы похвалить постановщика за то, что она доверила место в спектакле молодым актерам. Благодаря этому спектакль получил совсем иную интонацию. Получилось откровенное размышление о тех ошибках, которые можно совершить на своем жизненном пути.
Поэтому в «Мастерской» очень было бы приятно увидеть молодых зрителей. Быть может постановка и не изменит их жизнь, но предупредит о тех ловушках, которые их поджидают впереди. Тем более что эти темы так старательно изымаются из общественного обсуждения из СМИ, а временами их пытаются вытеснить даже из культурного пространства.