«Хочется, чтобы к этой картине выстроилась трехкилометровая очередь», - сказал Михаил Пиотровский, открывая в Эрмитаже выставку из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» «Йоханнес Вермеер. Географ».
Это полотно, созданное художником в 1669 году, постоянно находится в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне. В Петербурге «Географа» можно будет увидеть всего три месяца. Картин Вермеера в Эрмитаже нет, вообще ни в одном российском собрании нет. Их в мире-то известно 34 подлинника, а вокруг пяти идут дискуссии, поэтому явление «Географа» в Эрмитаже пропустить нельзя.
«В интерьере кабинета, освещенного падающим из окна светом, представлен по-домашнему одетый молодой человек. Опершись одной рукой о стол и держа в другой циркуль, он на мгновение оторвал взор от лежащих перед ним бумаг и книг, обдумывая какое-то решение. Окружающие героя предметы и характер обстановки свидетельствуют о его интеллектуальных занятиях. Тканый ковер с растительным узором, небрежно сдвинутый на край стола, оставляет место для свернутых рулоном листов и большой белой страницы. Часть листов, возможно, с расчетами валяется на полу. Стержень с насечками, слабо видимый в верхней части окна, по мнению некоторых исследователей, является частью астрономического инструмента, известного под названием «посох Иакова», - рассказывает куратор выставки Ирина Соколова, хранитель голландской живописи в Эрмитаже. - Свободная, полная непосредственности поза молодого человека, как и его ускользающий, не сфокусированный на конкретном предмете взгляд передают мимолетность ситуации. Тонкая игра световых рефлексов на фактурной поверхности ковра, светящееся белое поле бумаги на столе, мягкая тень на стене, акценты в одеждах героя написаны с исключительной деликатностью и создают редкое по гармоничности единство. Есть что-то метафизическое в этой лишенной открытого действия сцене, как бы выхваченной из потока жизни и напоминающей кинематографический стоп-кадр».
«Географ», начиная с 1713 года и вплоть до конца XVIII столетия, во всех собраниях находился вместе с «Астрономом» - другой картиной Вермеера, возможно парной. Ныне «Астронома» можно увидеть в Париже, в Лувре.
Открывая выставку, Михаил Пиотровский напомнил о кратком «русском следе» в истории «Географа». А Ирина Соколова рассказала, что художник подписал картину дважды, а на обороте полотна есть гораздо более поздние надпись и печать красного сургуча – картина недолгое время, в пик посмертной славы Вермеера была приобретена Павлом Павловичем Демидовым – да, из тех самых уральских Демидовых – землевладельцев, горных заводчиков. В позапрошлом веке Демидовы купили в Италии титул князей Сан-Донато и стали, таким образом, европейскими аристократами. «GALERIE DE SAN DONATO» - гласит печать на оборотной стороне холста «Географа», а также полустертая красная сургучная печать на подрамнике. На реверсе картины прикреплен также лист с подробным перечнем коллекций, в которых она находилась с 1713 по 1872 год. Демидов приобрел картину около 1877 года в Париже. Получив в начале 1870-х годов в наследство от дяди знаменитый дворец Сан-Донато во Флоренции, он жил в Италии. Но уже в 1880 году Павел Павлович решил продать виллу с ее сокровищами и переехал жить в новое имение Пратолино. 15 марта 1880 года в Сан-Донато открылся грандиозный аукцион, продолжавшийся несколько дней. Согласно аукционному каталогу, картина Вермеера числилась как «лот 1124». Так завершилась ее «русская» история.
До сих пор неизвестно, кто послужил моделью для этих картин – «Географа» и «Астронома». Есть догадки, что это – изобретатель микроскопа, натуралист Антони ван Левенгук, тоже житель Делфта, как и Вермеер. Мало того, именно Левенгук был назначен Высоким советом Делфта опекуном наследия умершего художника. Вермеер не оставил учеников, он писал не больше дух картин в год и только по заказу меценатов. Не бедствовал. Но в конце жизни его финансовые дела пошатнулись. Вдова все наследство вынуждена была отдать не детям – их было одиннадцать, а кредиторам.